Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

«БОЛЬШОЙ ПЯТНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ»

В прошлом появление луны встречали стоя на коленях, с молитвами и мольбами на устах. Особые моления луне совершали женщины, облаченные в праздничные одежды [На Тае Hung, 1972, с. 14]. Несомненно, такое массовое поклонение луне восходит к древним астральным культам.

То Юхо, комментируя этот фрагмент, обращает внимание на то, что, по свидетельству Ли Сугвана, в Сеуле после Имджинской войны обычай хождения по мостам исчез. Однако То Юхо, ссылаясь на сообщения других исторических сочинений, показывает, что к XVIII в. в Сеуле он возродился. Так, в «Летописи годов правления под девизом Чонджон» («Чонджон силлок») под 15-м годом Чонджон (1761) сообщается о том, что в период полнолуния 1-го лунного месяца начиная с 13-го числа в течение трех дней в Сеуле отменялся запрет па хождение по городу в ночное время. Оставались открытыми всю ночь напролет большие городские ворота Суннэмун, расположенные на юге, и Хынинмун, расположенные на востоке, разрешалось хождение по мостам и вне пределов крепости. Это сообщение не было единственным. В записях последую-

щах   годов   говорится   о   том,   что   в ночь порым,  15-го дня  1-го лунного месяца, мосты в Сеуле заполнены гуляющими [То Юхо, 1964, с. 74, 75]. А вот как описывал этот праздник Отано Кигоро в 1794 г.: «В столице (в Сеуле.— Р. Д.) ночью этого числа, когда взойдет луна, на мостах предаются разным увеселениям и устраивают угощения,  принося сюда вино и кушанья. Существует поверье, что человек, перешедший в эту ночь семь мостов, избавится от несчастий в наступившем году. Это первая ночь по числу   народных   сборищ»    [Кигоро Отано, 1884, с. 67]. В конце XIX в., в   1892 г.,  аналогичный рассказ  поместил    в    книге    «Очерки    Кореи» М. Поджио: «...в эту ночь все жители столицы с восходом луны отправляются    гулять    по    многочисленным мостам   города.    Гулянье  и  веселье продолжаются всю  ночь;  на  мостах столицы во время этого гулянья располагаются  торговцы   разными   мелкими вещицами и сладостями, а также  комедианты,  фокусники и  т.  д., забавляющие   гуляющих»    [Поджио, 1892, с   225]. Сообщение М. Поджио очень   близко   к   тому,   о   чем столетием    раньше    писал    Отано   Кигоро.

Новым является упоминание о выступлениях на праздничных мостах фокусников и комедиантов. Так же как Отано Кигоро, М. Поджио ссылается на бытовавшее поверье, что «тот, кто перешел в ночь семь мостов, избавляется на весь год от несчастий» [Поджио, 1892, с. 225].

В конце XIX — начале XX в. обычай хождения по мостам в полнолуние 1-го месяца в разных районах страны еще сохранил свои особенности. Наибольшей известностью пользовались праздники, имевшие место в Кэсоне, Сеуле и Хамхыне.

О том, как проходил праздник 15-го дня 1-го лунного месяца в Хам-

хыне   в   начале   XX  в.,   вспоминал в   опубликованной  в   1964  г.   статье «Хождение    по    мостам»    То    Юхо. Согласно   историческим   преданиям, обычай   тары   паби   был   занесен   в Хамхын  из   Кэсона.   Передают,   что, когда основатель  династии  Ли — Ли Сонгэ посетил Хамхын,  где находились его родовое поместье и дворец, прибывшие с ним подданные стремились ввести здесь этикет и традиции древней  столицы — г.   Кэсон.   Якобы именно тогда в Хамхыне и появился обычай   гулять   по   Мосту   вечности в ночь полнолуния 1-го месяца года. Назывались эти прогулки «хождение по Мосту вечности»   [То Юхо, 1964, с. 75].

Установить     достоверность    этого предания сейчас трудно, но еще более сложно узнать, когда же в Хамхыне   появился   обычай   любования луной  на  мостах.   Между  тем,   как пишет То Юхо, еще в первых десятилетиях XX

123[4]56789101112
Оглавление