Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

«БОЛЬШОЙ ПЯТНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ»

Ясно, что воздушный змей воспринимался как посланец к Небесному владыке (в более древние времена — как элемент солярного культа). Но случайно корейское название — ён — обозначает и понятие «ястреб», «коршун».

О связи ён с солярным культом свидетельствуют и изображения на нем солнца, и слова народной песенки (сейчас воспринимаемой как детская), которую распевали юноши, запуская воздушного змея:

 

Воздушный змей, высоко взлетай! Как ястреб, высоко взлетай! До облаков — высоко взлетай! До самого Неба — высоко взлетай!

[Ким Синсук, 1984, с. 243].

В глубокую древность уходит обычай устраивать на Новый год танцы в масках львов. В конце XIX — начале  XX в.  эти  танцы  продолжали

бытовать в селениях, расположенных вдоль  восточного  побережья  Корей--   ского полуострова.  Во время праздника группа крестьян надевала  маскн льва, тигра, волка и других живот-пых и в   этих  масках  обходила  деревню.   Возглавлял  процессию  человек, одетый в маску льва, за ним следовал другой — изображающий тигра. Замыкали колонну оркестранты. Ряженые обходили каждый дом, в каждый хозяин одаривал их деньгами п зерном.   Обычно    собранные    деньги шли затем на общественные  нужды деревни: на них покупали свадебные носилки   для    невесты,   иногда   эти деньги  использовались  для починки дорог  или для ремонта  зданий,   пострадавших от наводнений   [На Тае Hung, 1972, с. 20]. Словом, танцы в масках львов должны были не только принести благополучие и счастье отдельным семьям,  но и обеспечить процветание  всей деревне,  всей  общине.

Многочисленную  публику  собирали    выступления   кукольников.    По традиции в конце XIX — начале XX в. народный    кукольный   театр   давал свои представления в 15-й день 1-го лунного  месяца.   Согласно  письменным    источникам,   театр   кукол   существовал уже в государствах Когу-рё и Пэкче,   «где  куклы танцевали под  музыку».  В  период  Силла  корейские кукольники пользовались известностью в Китае. В период средневековья в Корее среди новогодних представлений кукол были и пантомимы, и театр теней, и выступления кукол, управляемых рукой, и марионеток, двигавшихся с помощью тростей.   В репертуаре  были любимые народом     сюжеты:     «танец    льва», «укрощение  дракона».  Главным  героем бытовых сказов был Пак Чхом-джи — старик-весельчак,     неунывающий, с неистощимым запасом шуток, поговорок,  острот и прибауток   [Ли

<*а*и£

Рис. 27. Кисан. Мальчики запускают воздушного   змея   (1886   г.)   

 

1234567891011[12]
Оглавление