Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

«БОЛЬШОЙ ПЯТНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ»

Как и в первый день Нового года, в 15-й день старались есть особую, специально приготовленную пищу, очевидно в прошлом восходившую к ритуальной. Так, рано утром в 15-й день и взрослые и дети обязательно с улыбающимися лицами грызли каштановые, грецкие или кедровые орехи, в деревнях крестьяне ели жареные соевые бобы. Существовала примета, что если утром 15-го дня погрызть орехи, то зубы не будут болеть весь год. Можно предположить, что в прошлом (как, впрочем, и сейчас) здоровые зубы были символом долголетия.

За завтраком все старались выпить небольшую чашечку специально приготовленных «лечебной», «целебной» водки яксулъ или  «целебного»  вина якджу,  полагая,  что  такие напитки улучшают   зрение  и  слух.  Поверья, связанные  с  этим  обычаем,  отразились в поговорке: «Если утром в пятнадцатый день первой луны выпить вина, то слух станет острее» [Корейские     народные     изречения,     1982, с.  307,  Х  3300J.  Считалось  также, что   к   испробовавшему   «целебного» вина судьба будет настолько благосклонна, что в течение всего наступившего года он будет слышать только приятные новости [На Тае Hung, 1972, с. 13].

     Благотворное воздействие приписывалось и блюду «сладкая каша» (якпан), или «сладкая еда» (яксик), которое специально готовилось к этому дню из клейких сортов риса с добавлением вареных каштанов и жу-жубов. Как явствует из приведенной легенды   о   вороне,    происхождение этого блюда «относится» к V в. н. э. В 15-й день обязательно ели «кашу из   пяти   злаков»   ококпап,   которую готовили из  соевых  бобов,   красных мелких бобов, из зерен чумизы, гаоляна и клейкого риса   (в некоторых местах эта «каша» готовилась из соевых   бобов,   красных   мелких   бобов, из зерен проса, кукурузы и клейкого риса)   [Ким Мусам, 1964, с. 137; На Тае Hung, 1972, с. 13]. Взрослые и дети старались попробовать  «корейские   голубцы»    (ссам) — завернутые в листья морской капусты или водорослей комочки сваренного на пару клейкого   риса.   Ссам,   который   ели в 15-й день, иногда называли «счастливый   ссам»    {покосам).   Существовал обычай бросать немного «каши» и кусочки  «голубцов»  в  реки и водоемы      (чтобы     накормить    рыб), а   также   в   колодцы.  По  народным представлениям, употребление в пищу пяти злаков,  фруктов,  блюд   из клейкого риса должно было гарантировать   людям   хорошее   здоровье   и богатый урожай  [Ким Мусам, 1964, с. 137].

Пятью злаками в 15-й день кормили домашний скот. При этом загадывали, что тот злак хорошо уродится в новом году, который скот начнет есть первым [Корейские народные изречения, с. 308, № 3305].

Одним из самых значительных событий 15-го дня 1-го месяца была встреча первой полной луны. Огромные толпы людей поднимались на холмы или на возвышенности, для того чтобы встретить восход ночного светила, ожидали его с зажженными факелами в руках, иногда на холмах разводили костры.

Очень интересное описание традиции мы находим в мемуарах Ф. И. Шабшиной, относящихся к событиям 1946 г. в Сеуле. Ф. И. Шаб-

шина пишет: «Особенно людным, оживленным и живописным город был 15 февраля. Отмечалось полнолуние. На горах, опоясывающих "город, были разведены костры (чтобы огонь уничтожил болезни и другие беды). Вечером с факелами туда двигались большие группы людей. Создавалось впечатление широко раскинувшегося пожара. Музыка, песни не смолкали. Считается, что в этот день нужно ходить по мостам, чтобы набраться храбрости, грызть орехи, чтобы иметь здоровые зубы, веселиться, чтобы весь год быть веселым, много есть, чтобы весь год был обильным» [Шабшина, 1974. с. 197].

12[3]456789101112
Оглавление