Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ОБРЯДЫ ВСТРЕЧИ ВЕСНЫ

В провинции Чжэцзян ночью 14-го числа мальчики, держа в руках зажженные лампадки, склеенные из бумаги пяти цветов, уходили в уборную и пели песенку-заклинание о погибели насекомых и змей [Лоу Цзыкуан, 1932, с. 68; Нагао, 1973, т. 2, с. 325]. Гуандунцы при зажженных фонариках заклинали москитов следующими словами: «В ночь четырнадцатого дня я с вами, моски-ты-мошкара, мир поделю: вам быть по ту сторону капель дождя, а мне отойдет эта сторона. Вам еда — росистая трава, а мне — рис, как отборные жемчуга. А если хотите залетать сюда, то не раньше, чем придут холода!» [Нагао, 1973, т. 2, с. 326].

В большинстве районов Китая, как мы уже говорили, празднование Первой ночи начиналось 13-го числа. Однако ночная иллюминация как символ всеобщего очищения и торжества жизни была фактически постоянным атрибутом всего новогоднего   периода.   Некоторые   виды  фо-

нарей зажигали сразу после встречи Нового года, а за несколько дней до начала праздника в городах открывались красочные рынки фонарей, привлекавшие толпы покупателей и зевак. Увеселения и обряды, характерные для празднования Первой ночи, могли иметь место и в другое время. Так, в Тайчжоу (Чжэцзян) фонари вывешивали 5-го числа, тогда же устраивали ночное гулянье [Ху Пуань, 1923, цз. 1, с. 45]. Гадания об урожае, зажигание лампадок в честь богов звезд, праздничные шествия с фонарями в этот день (так было, в частности, в провинции Гань-су) делали праздник звездных божеств прямой параллелью празднествам первого полнолуния года. Недаром в народе существовало поверье, что, если в 8-й день льется дождь, дождь будет и на 15-й день [Нагао, 1973, т. 2, с. 259].

Праздник    фонарей,    как    всякий большой   праздник,    определял    все виды   отношений  людей   и   потустороннего мира со всеми его обитателями — богами,    душами    предков   и демонами. Известно, что полтора тысячелетия   назад   китайцы   поклонялись  в  первое  полнолуние  года  божественным патронам дома, зажигая в их честь масляные лампадки [Крюков,     Малявин,     Софронов,      1979, с. 212]. Если в XIX в. пекинцы зажигали   108   плошек   с   маслом   для звездных богов, то двумя столетиями ранее жители Пекина ставили те же 108   плошек   у    семейных    алтарей, у   постели,  углов   дома,   дверей,   колодца   на   13-й   день   [Ли   Цзяжуй, 1936,   с.   22,   23].   Жители   Сычуани прежде   совершали   поклонения   духам-покровителям дома на 9-й день, после   чего   начинались   ночные   гулянья   при   горящих   фонарях   [Нагао,  1973, т.  2, с. 271]. Фуцзяньцы чествовали    в    9-й    день   Небесного владыку — Юйхуана и вешали у до-

машнего алтаря фонари с надписью «Небесный фонарь» и благопожела-тельной формулой; такие же фонари вывешивали у ворот [de Groot, 1886, с. 53]. В некоторых районах среднего и нижнего течения Янцзы в ночь на 15-е тасло местные жители совершали обряд встречи Цзаована [Нагао, 1973, т. 2, с. 329].

Праздник   фонарей   служил   поводом   и   для   поклонений   божественным  покровителям  местности,   которых молили о ниспослании богатого урожая.  Обычно подобные  торжества устраивались на средства, собранные в складчину всеми семьями деревни или округи. Сбором денег, организацией церемоний и зрелищ ведали специальные коллегии из местных авторитетных людей, устанавливавшие   размер   взноса   от   каждой семьи.    В    провинции    Фуцзянь,   по свидетельству   Дж.  Дулиттла,   начиная   с   11-го   числа   каждую   ночь   в местных храмах зажигали несколько больших    фонарей    разных   форм   н расцветок;   на   каждом    красовалась благопожелателъная     надпись.     Эти фонари  висели до конца   1-го  месяца. В каждом храме устраивали молебны и пиршества, в которых участвовал избранный круг лиц. Зато всем были   доступны   театральные   представления, разыгрывавшиеся при храмах или прямо на улицах. Впрочем, эти представления были частью ритуала  и предназначались не только и не столько для людей, сколько для богов и духов [Doolittle, 1867, с. 250; de Groot, 1886, с. 53].

123[4]56789101112131415
Оглавление