Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ОБРЯДЫ ВСТРЕЧИ ВЕСНЫ

Рис. 17. Шествие «фальшивого чиновника» [Нагао, 1973, т. 2, с. 472]

праздника,   брал   штраф   лепешками юаньсяо  [Нагао, 1973, т. 2, с. 473]. Еще   один   традиционный    карнавальный элемент празднеств Первой ночи — мотив      ритуальной      кражи. В средневековом Китае существовал обычай    красть    фонари    во    время праздника.  Считалось,  что  это  приносило благополучие и удачу  в новом году [van der Loon, 1977, с. 146]. На севере страны во  многих домах ставили    лампадки    из    пирожных, а дети   «крали»  и съедали  их   [Нагао,  1973, т. 2, с. 547].  В Сычуани женщины,   желавшие   родить   сына, «выкрадывали»  чашку с лепешками юаньсяо   и   съедали   их   [Лбу   Цзы-куан, 1932, с. 42]. В Гуандуне женщины,   совершая   праздничную   прогулку,   тайком   срывали   с   деревьев свежие  листья  и  приносили  их  домой,    что    называлось   «украсть   зелень»    [Нагао,   1973,   т.   2,   с.   550]. В праздник фонарей одним из самых  любимых  китайцами  представлений был «танец дракона». Истоки его   теряются   в   глубине   веков.   Во всяком  случае,  еще  в  период правления  династии  Хань  важным  элементом новогодних празднеств были «шествия  рыб  и  драконов»   [Bodde, 1975, с. 159]. Группы любителей изготовляли    из    материи,    бумаги    и прутьев   чешуйчатое  тело  чудовища и устрашающую морду с усами, рогами, горящими зелеными глазами и красным  языком   в   зубастой  пасти: изнутри макет был  озарен свечами. Дракона   приводили    в    движение люди, державшие его па бамбуковых шестах.   Впереди   несли   золотистый матерчатый      шар,      изображавший солнце, которое дракон — символ облаков — старался   проглотить.   Когда процессия  с  чудовищем   шествовала по  улице,   ее   участникам   выносили из домов деньги, завернутые в красную бумагу, а дракон в ответ «кланялся»   дарителям.   Зачастую   зрители  бросали  в  дракона   хлопушки  и шутихи,   а   люди,   скрывавшиеся   за его чешуей, в свою очередь, изображали нападение чудовища на толпу. Эта отнюдь не безопасная игра продолжалась до тех пор, пока дракон не   разваливался.    В    Юго-Западном Китае   шествие   с   драконом   так   и называли: «сожжение дракона»  [Нагао, 1973, т. 2, с. 408].

     Во   многих   районах   существовал обычай после окончания празднеств «мыть дракона»:  тело дракона приносили к реке и бросали в воду его бумажную   оболочку,    сохраняя   его «кости» — деревянный каркас. И сожжение и «мытье» дракона были очистительными  обрядами   [Eder,   1972, с.  43].  Поскольку дракон был символом    плодородия,    огонь,   зажженный от огня горевших в нем свечей, вносили   в   дома,   что   должпо   было способствовать   рождению   мужского потомства.    В   Гуандуне    женщины, желавшие   родить   сына,   бросали   в •дракона зерна. Усы дракона сжигали, а пепел съедали как чудодейственное  снадобье   [Нагао,   1973,  т.  2, с. 409].

Еще одним популярным представлением   в   Новый   год   был   «танец львов», принесенный в Китай выходцами из Средней Азии и Персии в эпоху раннего средневековья.  Фигуру льва  тоже  делали из  прутьев  и ткани, гриву — из конопли; несли ее обычно   два   человека.   В  Северном Китае зрители зачастую показывали схватку двух львов или игры львов с большим  шаром.    Нередко    впереди льва   шел   человек,   одетый   буддийским святым — архатом. Как и в случае с драконом, «танец львов» обыкновенно  заканчивался их  сожжением. В некоторых районах, например в  провинции  Гуанси,  обряд  сожжения  целиком   заслонял   хореографический  аспект  зрелища.    Льва    там изготовляли     из     плотной      ткани, и люди,  несшие  его,  должны  были как можно дольше противостоять натиску   зрителей,   бомбардировавших зверя     хлопушками     и     петардами [Нагао, 1973, т. 2,   с.   414].   Примечательно,      что      в      отличие      от «драконов»    «львы»    могли  входить в дома.

В    некоторых    областях    Южного Китая были распространены  «игрища с быками».

12345678910[11]12131415
Оглавление