Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ОБРЯДЫ ВСТРЕЧИ ВЕСНЫ

В Фуцзяни и других провинциях Южного Китая кульминацией подобных празднеств было шествие со статуей самого божества, как бы объезжавшего на Новый год свои владения. Статую сопровояодали музыканты, знаменосцы, актеры, мальчики в костюмах военачальников, служителей ада, демонов, люди, на-

Рис. 14. Белое непостоянство и Черное непостоянство. Старинный китайский рисунок  [Нагао, 1973, т. 2, с. 122]

девшие на себя, как на преступников, кангу (обычай поклоняться божествам в обличье преступника был распространенной, хотя и вызывавшей неудовольствие ученой элиты чертой народной религиозности в Китае). Нередко на специальном стуле несли местного колдуна, который сидел, стиснутый со всех сторон острыми лезвиями мечей, так что при малейшем движении он рисковал порезаться [Нагао, 1973, т. 2, с. 306]. Среди участников процессии выделялись два мифических персонажа, два  своего рода  аллегорических  образа «жизненного непостоянства». Одного звали Белое непостоянство (Байучан), а другого — Черное непостоянство (Хэйучан). В китайском фольклоре они считались слугами божественного патрона — Чэнхуана и выполняли роль своеобразных ангелов смерти. Существовало поверье, что тот, кто встретит их в новогоднюю ночь, непременно разбогатеет в новом году [Нагао, 1973, т. 1, с. 123]. Белое непостоянство имел облик великана в белой одежде, с белым веером и белым зонтом, с белым лицом, растрепанными волосами, высунутым языком и высоким колпаком на голове. Черное непостоянство, напротив, был черным с головы до ног коротышкой, наделенным гротескными атрибутами. Шествуя по улице, эти комичные духи совершали шутливые нападения на зрителей. Их прикосновение считалось недобрым знаком, и его боялись. Однако все верили, что, если в новогодней процессии не будет «жизненных непостоянств», в наступившем году случится много смертей [Нагао, 1973, т. 2, с. 305].

В Гуандуне шествия в честь локального божества обычно устраивали на 13-й день. Разумеется, подобные празднества имели множество вариаций. В качестве примера можно упомянуть об «игрищах с фонарем», проводившихся в деревне Пинь-цунь уезда Кайпин (Гуандун). В 20-х годах нашего столетия старики деревни разъясняли смысл праздника следующим образом: «Так как наша деревня по очертаниям напоминает льва, каждый раз на Новый год нужно бить в гонги и плясать, чтобы разбудить его и не дать ему заснуть». Накануне жители деревни изготовляли из бамбука и разноцветной бумаги большой шар (символ фонаря) и украшали его цветами.  На  ночь  шар оставляли  в деревенском храме, а на следующий день торжественно носили его по деревне. Несли шар сильнейшие мужчины, вышедшие победителями в специальных состязаниях. Праздничное гулянье продолжалось целый день, а под вечер шар уносили на гору. Там участники празднества разрывали его на части, и каждый уносил домой кусочек святыни, который служил оберегом от болезней домашнего скота и птицы [Гуандун, 1972, с. 500].

    Огоньки   фонариков   посвящались не только богам, но и душам умерших.  По  всему Китаю  большой популярностью пользовалось представление о том, что лампадки и фонари, зажженные   на   первое    полнолуние года, помогают бесприютным душам найти    дорогу  в   преисподнюю,   где будет решена их судьба. Чтобы помочь   несчастным   душам,    горящие фонари ставили на перекрестках дорог, у храмов, переправ и в других подходящих для этого местах. В деревнях   Северного   Китая   крестьяне наливали  в   большой  котел  купленное в складчину масло и поджигали опущенный в него большой фитиль. Затем   этот   гигантский    светильник носили по деревне и брызгали горящим  маслом   на  углы  домов,   а   их жильцы бросали в котел огарки свечей.    Считалось,   что    неприкаянные души   усопших,    с   которыми   ассоциировались    эти    огарки,   обретают таким    путем    успокоение     [Нагао, 1973,  т.   2,  с.   292].  Фонари   горели и  для   умерших   предков,    которых тоже провожали в праздник Первой ночи. Так, жители Цзянсу в полнолуние 1-го месяца прибирали семейные   могилы  и  вешали  на   них  фонарь.  

1234[5]6789101112131415
Оглавление