Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

КАНУН НОВОГО ГОДА

ве. 45.

Моление о долголетии правителей в первый день Нового года

(начало   XX   в.)    [Каеагуп %    Экай,    1981, с. 35}

вянное   или   металлическое    блюдо, разделенное на две части, наполняется цзамбой (ячменной мукой из прокаленного   зерна)   и   зерном   в   виде конусообразных   куч,   которые   разукрашены кусочками масла, нарезанного   в   виде   цветов,   солнца,   луны, туда   же   втыкаются   колоски    [Ne-besky-Wojkowitz,  1956,  с.  363-364]. Иногда   кроме   колосков   используют курительные  свг чи и разновидность красного дикорастущего  цветка, называемого       «новогодний       цветок» [Tsung-lien    Shen,    Shen-chi    Liew, 1953, с. 171].

Во время новогоднего поздравления гости и хозяева при встрече щепотку цзамбы бросают вверх или через левое плечо, вторую отправляют в рот и запивают пивом. В каждом доме всех гостей встречают таким образом. В гостях произносят благие пожелания хозяевам: «Желаем счастья! Пусть хозяйка будет благословенна! И да пребудет она в доб-

количество хлопковых покрывал, замоченных в воде [Tucci, 1967, с. 89].

     В Лхасе в ночь перед Новым годом все улицы были заполнены праздничным народом. Каждый стремился попасть первым в центральный храм. Как только в полночь распахивались двери храмов, толпа устремлялась внутрь, где к этому моменту все скульптуры были одеты в новые одежды, на иконах обновлены покрывала, защищающие их от копоти, зажжены все лампады и светильники. Всю ночь напролет в городе слышались, песни ряженых, которые с благопожеланиями стучались в каждую дверь, а хозяева одаривали их «жертвенными шарфами» (хада-ками), пивом, жареными пирожками ж деньгами.

У кочевых народов Лхадо в предновогоднюю ночь, по свидетельству П. К. Козлова, возле каждой палатки разжигали костер и молились. Мужчины и женщины совершали земные поклоны, обернувшись лицом к востоку, к трем священным вершинам, расположенным неподалеку [Козлов, 1905, с. 433]. В каждой палатке к Новому году все было вымыто и вычищено. К празднику надевались лучшие одежды или по возможности что-нибудь новое. Накануне самого праздника П. К. Козлов возле каждой палатки наблюдал чуть ли не поголовное мытье. В роли парикмахеров выступали женщины. До рассвета некоторые мужчины успевали приготовить несколько мани — камней с написанной формулой «Ом Мани Падме Хум» — и отнести их на соседнюю гору.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НОВОГО ГОДА

В первый день Нового года в деревнях каждый просыпался утром как можно раньше и шел за водой к близлежащему источнику. Перед этим в доме совершалось воскурение (санг). Зажигались ветки можжевельника, и произносились слова молитвы: «Да будет слава богам». Когда приносили воду, члены семьи возвращались домой, но в дом не входили. Все оставались во дворе, где мылись, стриглись, надевали новые одежды.

123[4]567891011121314
Оглавление