Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

КАНУН НОВОГО ГОДА

, 1972, с. 279]. В некоторых местах накануне 15-го дня или же в 15-й день давали представление Чам [Nebesky-Wojkowitz, 1976, с. 42; Tafel, 1923, с. 151-154].

В монастыре Гумбум Чам исполняется 14-го числа 1-го месяца. В Сермотхане, деревне шерпов района Хилту, Чам происходит в 15-й день 1-го месяца, начинаясь ранним утром и продолжаясь до вечера. В перерывах между действиями Чама появляются комические персонажи, которые иногда изображают присутствующих на спектакле знатных лиц, пародируют, разоблачают совершенные в течение года неблаговидные поступки. Среди комических персонажей — охотник и его слуга, толстопузый монах Хэшан и шесть детей, Белобородый старец, ачарьи — индийские странствующие монахи.

В 15-й день 1-й луны в Лхасе, а также в крупнейших монастырях северо-востока — в Гумбуме и Лавра-не — отмечался Праздник подношения, в этот день выставлялись изо-бражения, приготовленные из масла и освещенные лампадами и светильниками, другое его название — Праздник цветов и масла. На празднество стекалось множество народа, и, как утверждал Г. Цыбиков, наблюдавший его в Гумбуме в начале XX в., 15-е число является «не столько религиозным праздником, сколько ярмаркой»  [Цыбиков, 1919, с. 37].

В Лхасе в этот день с утра вдоль всего следования по Баркхору устанавливались огромные щиты; некоторые из них были до 15 м высотой. Щиты держались на деревянных шестах. У каждого щита ставили столики с сотнями зажженных ламп, над которыми в несколько ярусов поднимались масляные барельефы безукоризненной   работы,  выполненные монахами под руководством опытного художника. В Лхасе, по свидетельству Мак-Говерыа, выставлялось более 100 таких щитов, изготовленных соседними монастырями, знатными или чиновничьими семьями [Мак-Говерн, 1929, с. 202-203].

По свидетельству Г. Н. Потанина, в 1885 г. в Гумбуме было выставлено 13 таких щитов [Потанин, 1893, с. 390—391]. Сюжеты менялись каждый год. П. К. Козлов увидел в том же Гумбуме на одном из масляных барельефов «знаменитый лхасскиы храм, перед воротами которого расхаживал часовой при номощи особого механизма; у ног часового разместились изображения маленьких рептилий, цветов, растений и пр. Искусство, с которым передано выражение Будды, его облачение, вся поза не поддаются описанию. Над этим барельефом помещен другой — сцена из жизни Будды: великий учитель восседает в храме и торжественно принимает явившихся на поклонение верующих» [Козлов, 1923, с. 291].

Описание того, как изготавливались щиты, дано в работе Г. Ц. Цыбиков а: «Щиты — это натянутые па рамы шкуры яка с барельефами и узорами из масла, окрашенного в разные цвета. Эти фигуры налепляются на щиты. Более крупные фигуры делаются вчерне из дерева, затем облицовываются маслом. Все щиты обращены тылом к храму, т. е. поставлены справа от тех, кто движется по кругу. Столбы, на которых держатся щиты, вероятно, не закапываются в землю, а укрепляются кучами камней. Фигуры лепятся особыми мастерами, монахами и за особую плату, которая соизмеряется с искусством мастеров» [Цыбиков, 1919, с. 198-199].

На следующий день от вчерашней выставки не оставалось и следа. За ночь все убирали. Камни, которыми были укреплены шесты со щитами, складывали на боковых улицах в кучи, а затем монахи и миряне относили их на реку, чтобы укрепить ими плотину, спасающую город от разлива реки. Часть масляных изображений выбрасывалась как жертва злым духам, другая в течение года использовалась для лампад в храмах. Иногда масло раздавали в качестве милостыни нищим.

1234567891011[12]1314
Оглавление