Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

КАНУН НОВОГО ГОДА

На 21-й день (Г. Ц. Цыбиков пишет, что на 25-й) в отличие от религиозных торжеств в Лхасе начинались светские развлечения. На южной стороне большого храма Чжу, на площади, выступали борцы [Цыбиков, 1919, с. 205], снова устраивались бега. На этот раз в бегах участ-

вовали и лошади и люди.  О  таких, состязаниях   писали   или    упоминали   почти   все   авторы.   По   словам Г. Ц. Цыбикова, бегунов сначала отводили на поле к западу от Поталы, на большую дорогу, ведущую в Брай-бун.  Там  был старт.  Свободные  лошади   бежали   впереди,   погоняемые пешими,  а  также конными людьми. «Я стоял на площади,— писал Г. Ц. Цыбиков,— видел только двух лошадей, пригнанных одним погонщиком. Они,   ободряемые   дикими   криками толпы,  действительно очень  стремительно бежали по улице. Затем прибежали и пешие, разодетые в пестрые     костюмы»      [Цыбиков,     1919, с. 205].  Д.  Макдональд утверждает, что только последние 300 ярдов пешие бегут вместе с лошадьми [Маск-donald, 1978, с. 207]. Несколько иную картину состязания рисует Р. Стейн. По   его   словам,   министры,   высшие военачальники   и   монахи   отбирали юношей и вносили их в число  тех, кто   должен   состязаться   в   беге   на 30 ли (10 миль) от восточной стороны монастыря Сэра к Потале. Обнаженные  юноши бежали пешими на дистанцию 10 ли на восток от Лхасы,  начиная  свой  бег  к  западу  от Поталы.   Зрители,   подбадривая   их, поливали   ленивых   холодной   водой [Stein, 1972, с. 215].

После полудня в 21-й день, в Лхасе все монахи в полном церемониальном облачении сопровождали изображение Будды будущего — Май-трейи — в процессии вокруг Баркхора. Изображение было прикрыто зонтом из павлиньих перьев и водружено на высокую платформу, которую охраняли стражи. По словам Г. Ц. Цыбикова, эту церемонию проводили 15-го числа 1-го месяца. Мак-Говерн называет 28-е число того же месяца и описывает увиденное иначе: «Изображение стояло на неуклюжей тибетской повозке. За повозкой следовали два непальских слона. За слоном три чучела — яка, тигра, слона — огромных размеров, вмещавшие по нескольку человек. Важную роль в этой процессии исполняли мальчики, которые символизировали людей грядущей эры, когда человечество придет в упадок» [Мак-Говерн, 1923, с. 204]. Китайские авторы сообщали, что изображение Майтрейи стоит на повозке, запряженной быками. Шествие начинается на рассвете, как бы возвещая о приходе Будды грядущего [Tsung-lien Shen, Shen-chi Liew, 1953, с. 186]. По завершении церемонии наступало всеобщее ликование. Продолжались игры, борьба, поднятие тяжестей, бега. Когда празднество кончалось, все 20 тыс. монахов покидали Лхасу и город возвращался к своей обычной жизни. Светские праздники, однако, продолжались еще два-три дня. В 22-й день командиры и войско собирались севернее Поталы, чтобы в открытом поле продемонстрировать свое мастерство и умение стрелять на полном скаку. Устанавливались две мишени, которые на ходу нужно было поразить: одну — из ружья, другую — стрелой из лука или же копьем и стрелой. На следующий день соревновались пехотинцы в стрельбе из лука. Все соревнования завершались пирушками, песнями и обильными возлияниями. По сообщению В. Мак-Говерна, военным маневрам предшествовало торжественное шествие армии по городу: «Трудно себе представить более оригинальную процессию. Она состояла из трех групп: одна вооружена луками и стрелами, другая — мечами, третья — ружьями XVIIXVIII вв., заряженными холостыми патронами. Солдаты в железной броне в руках держали круглые корзинообразные щиты, на шлемах развевались перья. Лошади конной части были также в броне. Три

раза эта фантастическая армия прошла по внутреннему кругу и затем вышла в поле для маневров» [Мак-Говерн, 1923, с. 204].

По мнению китайских ученых, этот светский элемент празднования Нового года был введен монголами, поскольку очевидно монгольское влияние как на церемониальную одежду, так и на стиль народной борьбы [Tsung-lien

123456789101112[13]14
Оглавление