Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

КАНУН НОВОГО ГОДА

    Тот делал глоток и возвращал чашу. Оракул допивал чай, а потом, склонившись, сообщал предсказание, слышное только регенту. После этого оракул вслух делал предсказание относительно событий наступающего года, записываемое секретарем регента. Затем он возвращался на свое место и делал предсказание прибывшей знати [Nebesky-Wojkowitz, 1956, с. 422-423]. В монастыре Лавран оракул на 2-й день 1-го месяца предсказывал судьбу не только монастыря, но и частных лиц [Цыбиков, 1919, с. 48J. Первые дни Нового года в Тибете совпадают с ламаистским праздником Монлам, учрежденным Цзонха-вой Лобзан-дакпой и впервые проведенным в Лхасе в 1409 г.  Кхайдуб

Гэлег-палзанпо,      первый      биограф Цзонхавы, описывает подробно установление        Монлама        Цзонхавой. Осенью   1408  г.  Цзонхава  собрал  в Лхасе художников и с их помощью привел в порядок главный лхасский храм; они отмыли закопченные фрески, очистили от грязи старые изображения, создали новые. Старые фрески подновили золотом, золотой фольгой   покрыли   скульптурные   изображения.   Пожертвованные   ткани   пошли на изготовление новых сидений, обрядовых  знамен,  круглых знамен, зонтов.   Для   скульптурных   изображений художники приготовили верхнюю одежду, для фресок и икон изготовили   «занавески»,  предохраняющие  их  от  грязи и копоти.   Только после этого на новый, 1409 г. в главном  лхасском храме  новая  буддийская школа Тибета отслужила новогоднюю службу. В ходе службы были использованы   музыкальные   инструменты. Такому же обновлению подверглись и другие храмы Лхасы (Ра-мочэ,      Потала)       [Кхайдуб,     б. г., с. 4961]. Возможно, что именно с этого времени Монлам стал частью новогодней обрядности. Но, по-видимому,  окончательное  установление  его относится ко времени Агван Чжам-цхо,   Пятого   Далай-ламы,   который, как   говорят,   утвердил   эти  правила [Цыбиков, 1919, с.  197]. На период Монлама    школа    Гэлукпа,    родоначальница    этого    праздника,    берет власть   в   Лхасе   в   свои   руки.   Как вполне справедливо замечает Туччи, «в   стране,   где   магические   обряды являются доминирующей силой и во время праздника Нового года, когда вся   община   сосредоточивается    на утверждении   периода   благополучия посредством   традиционных   обрядов, эта школа, которая только набирала силу, могла мало что сделать, кроме того, что придать еще большую значимость празднованию Нового года»

[Tucci, 1967, с. 148]. В биографии Цзонхавы, созданной, правда, уже в XIX в., сообщается, что праздник Монлам происходит из Индии и создан в честь победы Будды Шакьяму-ни над всеми еретиками. Празднество, которое длилось 15 дней (подробнее см. [Сутра, 1978, с. 68—83]), было продлено Цзонхавой до 21 дня. Буддисты верят, что принятие женщин в монашество укоротило жизнь буддизму на 500 лет. Поэтому, чтобы восстановить утраченные 500 лет, Цзонхава учредил Монлам [Лобзан Принлэ-намчжал, б. г.].

К первому дню праздника Монлам в   Лхасе   собиралось  около   20   тыс.

Рис. 43.

Участник   церемонии   праздника   Монлам

(начало XX в.)

 

монахов, чтобы совершить службу с особым блеском. Город контролировался монахами, которые избирались временными правителями: религиозная община предоставляла им все права на управление городом.

12345678[9]1011121314
Оглавление