Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

КАНУН НОВОГО ГОДА

Оставить волосы нестриженными считалось дурной приметой. Умытые и нарядно одетые, они входили в дом и шли либо к алтарю, либо к месту со священными предметами. Там зажигали лампады и совершали благодарственную молитву. Воду, взятую из источника в утро первого дня Нового года, считали особенно чистой и святой, поскольку полагали, что это звездная роса, очищенная светом «водяной звезды» Сириус [Tucci, 1967, с. 147].

1-й день года — начало нового, а потому в этот день необходимо было избегать всех неприятных слов и встреч, сохраняя тем самым «магию первого дня».

Чтобы год начался счастливо, от дома к дому ходил ряженый, известный под именем Белый дух — Дрэкар. Он был одет в белую маску, козью шкуру и с большим посохом в руках. Дрэкар приветствовал каждую семью словами благопожеланий и «счастливыми» знаками. Все жители встречали его приветливо, подавали деньги, еду, кто что мог. Считалось плохим предзнаменованием, если Дрэкар пропускал какой-либо дом или отказывался принять дар.

В первый день Нового года ходили манипа, стучали во все двери, приговаривая: «Ом Мани Падме Хум» — магическое заклинание Чен-рези, или Авалокитешвары, бодхи-саттвы Милосердия. Новогодние песни манипа, описывающие сотворение мира, связаны с благопожеланиями и   шутливы   по   своему   характеру.

     Манипа — это   ряженые,    так    называемые белые демоны.  Иногда лица у них выкрашены наполовину белой, наполовину  черной  краской,   на   голове   остроконечная,   как   клоунский колпак, шапка. В некоторых случаях ряженые   надевали   белую   треугольную маску с козлиной бородкой, довольно    часто — темно-синюю    маску охотника   из    представления    Чама. Если маска  была  украшена изображениями   Солнца   и   Луны,   то   это была    маска    Йогина — юмористического персонажа Чама, в драматических действиях такую маску надевали либо рассказчик, либо шут.

      По   мнению   Р.   Стейна,   маски   и грим манипа, двойственные по своему характеру,   как  нельзя  лучше   соответствовали    новогоднему    периоду, когда   поединки   и   шутки,   люди   и боги,   живые  и  мертвые — все   перемешано, все противостоит одно другому. И маска, которая была маской «охотника», или Белого духа, становится маской шута. Лицо, вымазанное пеплом или серой глиной, соответствует персонажу из  мира  мертвых. Среди ряженых часто бывает и пастух   с   колокольчиками,   который ведет ряженых, изображающих танцующих львов или яков. Причем полагают,  что  яки — это  символ  богов горных  священных  вершин,  а  львы или,   скорее,   львицы   с    бирюзовой гривой   символизируют   горный  ледник. Считается, что молоко мифической   львицы — это   вода   от   таяния ледника, замечательное средство для обретения   долголетия   [Stein,   1972, с. 218].

Семьи ходят в гости друг к другу одетые в новые одежды, женщины надевают свои лучшие драгоценности. На восходе солнца в первый день Нового года начинают разносить но знакомым, соседям и родственникам чэмар. Для Нового года чэмар готовится следующим образом: дере-

ром здравииГ Пусть будет она счастлива!» [Tucci, 1967, с. 147]. В Кха-ме говорят: «Как полны эти пригоршни муки и сахара, так пусть на этой встрече будут полны наши рты! Пусть растет радость и благополучие! Радость во веки веков! У-ла-ло-хо. да будет слава богам!» [Tucci, 1967, с. 143]. Или же:

 

Пусть счастье будет полным! Пусть дом хозяйки будет полной чашей! Пусть благая судьба пересечет ее путь! Пусть радость и ликование всегда будут

1234[5]67891011121314
Оглавление