Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

КАНУН НОВОГО ГОДА

     Основное содержание Чама, исполняемого накануне Нового года,— это рассказ о попытке уничтожения буддизма в Тибете царем Лангдармой (VIII в.) и об убийстве этого царя монахом Палчжи-дорчжэ [Tucci, 1967, с. 147-148].

Предновогодний  Чам  тигроголово-то бога Таглха, по мнению А. Уод-делла,  является  бонским  по   своему происхождению,    его    точки    зрения придерживаются и остальные исследователи.   Главный  смысл  представлений    Чама — изгнать    старый    год с его злыми духами и несчастьями, совершить жертвоприношения, ублажить   духов-хранителей,   чтобы   они берегли   счастье   грядущего   года   и помогали    одерживать    победы    над врагами в грядущем  [Waddell, 1895, с.  513].   Возможно также и  то,  что Чам  совершается  во  время  церемонии «умирания года». К сожалению, описание этих церемоний пока в научной   литературе   отсутствует,   есть только упоминание о ней у А. Уод-делла.   Этот   же   автор   утверждает, что церемония «умирания года» входит   в   состав   праздника   «бросание торма   шестидесяти   посохам».   Если вспомнить высказанное предположение   о   возможном   сдвиге   точки  отсчета после введения 60-летнего цикла,    когда    12-й    месяц    стал    1-м, а 11-й — соответственно 12-м, и если вспомнить, что 11-й месяц, ставший 12-м, является также месяцем тигра, то  можно предположить,  что тигро-головый    бог    Чама — это    ипостась года, года-царя,  концепция которого могла проникнуть в Тибет в XI в., очевидно,  одновременно  с  переводами .тантрических сочинений, а может быть, существовала и раньше.

В предновогоднем Чаме два кульминационных момента: убийство линга в первый день праздника и сожжение линга во второй. В первом случае линга изготовляется так, как уже упоминалось выше, и является воплощением противника буддизма, царя Лангдармы, либо министра Машанга (VIII в.); во втором случае линга — это лист бумаги с антропоморфным изображением, которое сжигается при возлиянии вина в горшок с кипящим маслом. В предновогодних Чамах лингу рассекает на части Таглха — тигроголо-вый бог. В монастыре Гумбум это действие исполняет Чойчжал (ипостась Бога смерти Ямы) — быкоголо-вый персонаж. Иногда сжигает лингу Махакала, в других случаях имя персонажа не указано.

     После Чама бывало торжественное шествие к перекрестку, где выбрасывались жертвенные хлебцы торма, затем обход храма или деревни и повторение той же церемонии возле храма [Waddell, 1895, с. 521-526; Nebesky-Wojkowitz, 1976, с. 24—26]. В Гантоке во время второго дня Чама к кругу танцующих подводили коня из княжеских конюшен. По поведению коня судили, принята ли жертва богами [Nebesky-Wojkowitz, 1976, с. 26].

     В   качестве   любопытного   обряда, сопровождающего    проводы    старого года  в  школе  Каджудпа,   Д.   Туччи упоминает   соревнования   последователей    школы    в    практике    туммо, т.   е.   своеобразные   состязания   тех, кто  владеет особой техникой сохранить и концентрировать внутренний жар тела  [Tucci, 1967, с. 89]. В результате овладения практикой туммо обнаженное тело оказывается нечувствительным к  жесточайшему холоду.   За   несколько   дней   до   Нового года, когда стоит особенно холодная погода,   обнаженные   или   покрытые только   хлопковой   тканью,   замоченной в ледяной воде, участники состязаний покидают монастырь. Победителем считается тот, кто жаром собственного тела высушит наибольшее

 


12[3]4567891011121314
Оглавление