Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

КАНУН НОВОГО ГОДА

На второй день Нового года в Лхасе, Шигацзе, Гьянцзе и в некоторых других местах совершался один очень интересный обряд — спуск людей по специально приготовленной веревке с большой высоты. В Лхасе веревка, сплетенная из травы и волос яка, протягивалась отвесно от юго-западного угла Красного дворца Поталы вниз до каменной стены, т. е. на сто двадцать ярдов. Два человека по очереди спускались по этой веревке на специальных седлах. Они держали флажки, которыми размахивали во время спуска. Один акробат спускается один раз, другой — два раза [Mackdonald, 1978, с. 202].

Г. Ц. Цыбиков упоминал о трех акробатах из провинции Цзан, которые совершали такой же спуск сверху вниз на животе, надев предварительно кожаные передники и рукавицы. Тех, кто проделывал подобную церемонию, освобождали на год от уплаты налогов [Цыбиков, 1919, с. 194]. Происхождение и символика этого обряда пока не выяснены. Некоторые ученые усматривают в нем замену человеческого жертвоприношения. Сами же тибетцы говорят, что данный обряд совершается якобы для того, чтобы на протяжении последующих   12   месяцев   в   стране пантеона. Так, Лхамо, как« уже говорилось, спускается в мир людей с горы Мэру. Пехар и Циумарпо спускаются на землю и входят в тела оракулов, которые затем вещают предсказания.

     Представляется вполне возможным предположить также, что шест, украшенный  флагом,— аналог шаманского дерева, лестница на Небо, по которой поднимаются боги или жертва богам.  Это  тем  более  вероятно,  что во время представления Чама у основания шеста располагается  жертвенный  столик  с  атрибутами,   необходимыми для  Чама,  и там  же  совершается   приношение   лита.   Следовательно,   оба   обряда — спуск   по веревке и подъем по шесту — можно рассматривать  как  реликты  шаманского   комплекса   в   тибетской   новогодней обрядности.

      В первые дни Нового года тибетпы пытались предугадать  будущее.   Одним из видов таких гаданий был обряд «просьба на каждый год»  (лоре-солкха), исполнявшийся на 3-й день 1-го   лунного   месяца   в   монастыре Найчунг.   В  день  церемонии  регент Тибета   или   представитель    Далай-ламы в сопровождении четырех министров   и   многочисленных   правительственных   чиновников   покидали Лхасу   рано   утром   и   отправлялись в  монастырь,   где  обряду предшествовал Чам.

Представление Чама продолжалось около часа. В нем участвовали танцовщики в черных шляпах: группа из восьми персонажей (двое участников которой — подростки, остальные — дети); группа танцовщиков в костюмах, изображающих скелеты, разукрашенных квадратиками красного, желтого, зеленого, голубого или синего цвета; группа танцовщиков в черных костюмах.

 


 

7.  Изображение  праздника   Моилам детской иконе  (начало XX в.). ент [Цыбиков, 1918, с. 181]

 

 

1234567[8]91011121314
Оглавление