Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

НОВЫЙ ГОД В ЛАМАИСТСКИХ ХРАМАХ

Многие исследователи, описывая праздники, противопоставляли официальный Новый год и народные развлечения в этот период. В. Рок-хилл, а позднее Д. Снеллгров справедливо утверждают, что религиозные официальные праздники не играют столь значительной роли в обыденной жизни тибетцев, как это принято считать [Rockhill, 1891, с. 247; Snellgrove, 1961, с. 141]. Р. Стейн отмечает противостояние между столицей и провинцией и разными социальными группами в различии йюрм праздника [Stein, 1972, с, 213]. Наблюдая праздники Западного Тибета, Ладака, Лахула, А. Франке пришел к выводу, что обряды земледельческого Нового года, приходящиеся на зимний солнцеворот, символизируют борьбу между силамк весны, тепла и злыми демонам и зимы.   Ламаизм  позднее   инкорпори-

ровал эти обряды в буддизм, где они стали   символизировать   борьбу   святого учения с враждебными силами добуддийских    верований.    Величайший противник буддизма, тибетский царь    Лангдарма     (836—842)     был включен в число персонажей,  относящихся к зиме, и его страдания в аду представлены в нынешних  танцах масок (Чам) в Калатцэ и Лехе, Лахуле и Спити, во время которых изгоняются    силы    зимы     [Francke, 1914,   с.   3;   Charak   Sukhdev   Singh, 1979, с. 335]. А. Франке указал также на связь праздничной обрядности со    сменой    сезона    и    на    наличие религиозно-обрядового    синкретизма, «двоеверия», характерного для всего цикла календарных народных праздников.  А.  Уодделл  говорил о  заимствованном характере отдельных элементов   Гйалпо   лосара,   нынешнего праздника   Нового   года-царя,   и   отмечал, что в отличие от прежнего он стал   Праздником   весны,   поскольку его   дата   приходится   на   февраль — март   [Waddell,  1895, с.  505].  О заимствованиях   говорил   и   Р.   Стейн. Он  полагал,  что  некоторые  из   них проникли в  страну в  период,  когда различные религиозные течения могли достигнуть Тибета: манихейство — через   тюрок    (уйгуров),   согдийцев и    китайцев,    несторианство — через Иран и Китай, ислам — через арабов. Так,  новогодний  обычай  бега  мальчиков   и   «танцы   львов»,   возможно, дошли до Тибета из Ирана через Самарканд, Кучу, Турфан и затем Китай [Stein, '1972, с. 60].

Давая оценку нынешнему состоянию изученности тибетских праздников, Р. Стейн отмечал, что праздничный цикл древнего Тибета пока неизвестен. Хотя среди современных праздников много буддийских, но даже и они сохранили отдельные небуддийские элементы. На западе и северо-западе  Тибета  бытует  Сонам

*/„У  Заказ J* 1ЯЯ.Ч

Wojkowitz, 1978, с. 3]. Этот автор обращает также внимание на некоторые обычаи новогоднего праздника, связанные с культом предков.

Китайские исследователи в монографии «Тибет и тибетцы», подробно описывая новогоднюю обрядность преимущественно в Центральном Тибете, отмечают монгольские и китайские заимствования [Tsung-lien Shen, Shen-chi Liew, 1953]. Так же как и Р. Стейи, они полагают, что Гйалпо лосар появился в Тибете во времена монголов.

Основные изменения и новшества в обычаях и обрядах новогодних праздников по традиции связываются с именами Цзонхавы Лобзан-дак-пы и Агван Чжамцхо, Пятого Далай-ламы (1617—1682). Поэтому, биографии этих деятелей тибетской культуры содержат данные по введению Монлама [Кхайдуб, б. г.], обряда изгнания «козла отпущения» [Агван-чжамцхо, б. г.] в официальный праздничный ритуал Нового года.

12345[6]789
Оглавление