Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

НОВЫЙ ГОД В ЛАМАИСТСКИХ ХРАМАХ

Так, современный тибетский автор Тубдэн Санчжэ описывает официальные праздники в течение года; в частности, он подробно описывает последовательность всех праздников в новогодний период, их составные части   [Тхубдэн  Санчята,   1974].

Если суммировать все сказанное, то можно констатировать, что в научной литературе противопоставляется официальный праздник Нового года и праздник народный. Исследователи также отмечают влияние на календарную обрядность идеологии буддийской церкви, которая инкорпорировала отдельные элементы обрядности в структуру официального праздника.

Приводятся некоторые данные об иностранных заимствованиях, включенных в новогоднюю обрядность тибетцев.

КАЛЕНДАРЬ

Слабая степень исследованности новогодних обычаев и обрядов в значительной мере способствовала тому, что до сих пор нет единой точки зрения на историю развития тибетского календаря.

По    мнению    китайских    ученых I Tsung-lien    Shen,    Shen-chi    Ziew, 1953, с. 159], тибетцы, как и все обитатели   пригималайского   пояса,   делили год на два времени — теплое и холодное,   хотя   в   принципе   такая разбивка   характерна   и   для  многих других народов и опирается как на земледельческий, так и на скотоводческий   календарь.   Г.   Ц.   Цыбиков указывал, что год у тибетцев мог делиться   также   по   количеству  выпадающих    осадков:    сухая    половина (сентябрь—октябрь, март—апрель)  и дождливая   половина    (апрель—май, август—сентябрь)     [Цыбиков,    1981, с.   10].   Возможно,   что  это   деление года на две части нашло свое отражение в двух обычаях, наблюдавшихся  в   Лхасе  весной  и  осенью.   Так, в 8-й день 3-й луны  (приблизительно   начало  или  середина  мая)   весь лхасский  двор,   светское  правительство, религиозные деятели отправлялись на прием к Далай-ламе в зимних одеждах, а возвращались с приема   «чудесным»   образом  переодетые* в легкие летние одежды. Вскоре в определенный   благоприятный   момент совершался  переезд  Далай-ламы   из Поталы  в   его  летнюю  резиденцию. Поздней   осенью    (ноябрь—декабрь) официальные лица также  «чудесно» переодевались    в    зимние    одежды. А.  Уодделл в  1895  г.  писал, что  в Лхасе в начале зимнего времени было принято посещать Далай-ламу и других  высших   религиозных  деятелей и преподносить им в дар новую теплую   одежду.   Это   обстоятельство он связывал с наступлением древне-

го буддийского «месяца одежды», которых! следует за окончанием сезона дождей [Waddell, 1895, с. 511]. Дарение одежды соотносилось также и с китайским праздником «отправки зимней одежды», который отмечался в 1-й день 10-й луны [Эберхард, 1977, с. 119].

Помимо деления года на два периода существует такяге разбивка на четыре времени года: зима — «время выпадения снега»; весна — «время цветов»; лето — «время дождей»; осень— «время плодов». Богини, символизирующие времена года, вошли в состав буддийского пантеона Тибета, их ездовые животные: мул (вос-на), буйвол (лето), олень (осень), верблюд (зима).

Как известно, обыденная и официальная жизнь тибетцев строится на летосчислении двенадцатилетнего животного    цикла,    имевшем    широкое хождение в Центральной и Восточной Азии   [Laufer,   1913;   он   же,   1914;

123456[7]89
Оглавление