Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

НОВЫЙ ГОД В ЛАМАИСТСКИХ ХРАМАХ

Pelliot,   1913].   Сочетание   12  живот-ных этого цикла в том виде, как это принято в Тибете (заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, птица, собака,  свинья,  мышь,  буйвол,  тигр),  с пятью первоэлементами  (огонь, земля, железо, вода, дерево) и делением на мужские и женские года совпадает с принятым в китайской хронологии  шестидесятилетним  циклом,  используемым для более крупных счислений. Как указывают тибетские источники,   начиная   с   Чойлачжугбиго (Соднамцзэмо, т. 4, с. 3146е — 3166 6, первого в тибетской истории сочинения   с   хронологическими   выкладками), тибетская и китайская системы летосчисления    одинаковы    и    годы тибетского   животного   цикла   точно совпадают   с   соответствующими   годами       китайского       летосчисления [Востриков,   1962,  с.  83-84].   Отличие заключается в том, что у тибетцев     1-й     год     шестидесятилетнего цикла — это год огня-зайца, который у китайцев считается 4-м. Разница вызвана влиянием на тибетское летосчисление индийской системы Кала-чакры. Эта система, введенная в Тибете в 1027 г., год огня-зайца, в основу учения о времени кладет шестидесятилетний цикл Юпитера, поэтому китайский и тибетский календари иногда различаются.

     Календарь на каяадый год составлялся     астрологами.     Начало     года обычно    приходилось    на    февраль. Всего   в   году   12   лунных   месяцев (в некоторые годы —13), по 30 дней в каждом. Существуют системы деления,   очевидно,   восходящие  к   цент-ральноазиатской,   индийской,   китайской астрологическим системам:  названия месяцев давались по двенадцатилетнему   животному   циклу,   по характерным признакам месяца  (явления  природы,   хозяйственная   деятельность,   знаки   Зодиака)    [Jeshke, 1881, с. 491]  и по разбивке каждого сезона на три периода  [Тибетско-ки-тайский словарь, 1957]. В этом случае последний месяц года назывался «последняя   зима»,   или   «двенадцатая часть лунного года», или  «царь времени».

     Зима  делилась   на  две  половины: первая — «верхняя зима» и вторая — «нижняя зима». Такая разбивка связана с зимним солнцестоянием, зимним солнцеворотом. Первая половина зимы — это 11-й и 12-й месяцы. Первый из них — месяц тигра, или месяц макушки, второй — месяц зайца, или месяц победы   (месяц гйал).  Название 12-го месяца поясняется следующим   образом:   День,   возрастающий со    звездой    гйал;    Встреча    звезды гйал;   День   звезды   гйал   в   первую весну. Месяц до солнцеворота (месяц макушки)   и   месяц   после   поворота солнца (день, возрастающий со звездой  гйал)   составляли  первую  половину зимы.   

 

это 1-й месяц года (месяц дракона, или месяц всадника) и 2-й его месяц (месяц змеи, или месяц роста трав). Календарь на новый год составлялся в конце каждого предыдущего года астрологами и оракулами с учетом всех пожеланий государственных оракулов. До тех пор пока не был официально объявлен календарь на наступающий год, тибетцам трудно было представить себе, по какому же календарю они будут жить в грядущем году.

После года с дополнительным месяцем новый год начинался приблизительно в марте   [Кычанов, Савицкий, 1975, с. 267]. В своем дневнике о пребывании в Лхасе Г. Ц. Цыби-ков пишет:   «Восьмого февраля   (европейское летосчисление). За неимением у этой луны второго числа, сегодняшний  день  считается  третьим. У тибетцев, как известно, счет времени — по лунным месяцам. Астрологи, заготовляя    заранее    календарь    на известный год, каким-то образом определяют   неблагоприятное   совпадение   чисел   с   днями   недели    (семь дней).   Этого  не  должно  допускать, и такое число выключается.  Например,   вчера   было   первое   число,   сегодня — третье,   потому   что   второго не должно  быть в  этом месяце.  Но если   такое   выключение   причиняет неправильность в фазах луны, то какое-нибудь   число   удваивается.   Например,  может случиться  два  двадцать первых числа и т. п.»   [Цыби-ков, 1919, с. 191].

1234567[8]9
Оглавление