Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

НОВЫЙ ГОД В ЛАМАИСТСКИХ ХРАМАХ

Об элементах карнавала в новогодней обрядности тибетцев писал и Г. Г. Стратанович, отмечая, однако, с сожалением, что «почти полное отсутствие полевых материалов ограничивает возможность проследить сакрализацию элементов народной смеховой культуры, но не снимает ее»   [Стратанович, 1972, с. 112].

В работе Р. де Небески-Войковица ставится вопрос о генезисе ритуальных танцев Чам. По его мнению, пока рано утверждать, что священные танцы   типа  Чам  действительно  исполнялись в Тибете до того, как буддизм   стал   главной   верой   страны. В принципе, несмотря на то что некоторое  число   элементов,   типичных для верований буддийских тибетцев, вошло в танцы монахов сегодняшнего дня, тем не менее затруднительно с уверенностью сказать, являлись ли эти компоненты уже частью сакральных  танцев,  которые  должны  были практиковаться в Тибете до введения их в буддизм, или же использование этих   элементов   было   осуществлено в   более   позднее   время   [Nebesky-

кальные особенности, обусловленные влиянием земледельческого новогоднего праздника; приводит данные об обрядах в семье и в деревне. К сожалению, материал по Южному и Юго-Восточному Тибету пока отсутствует.

Для Тибета до недавнего временибыло характерно сочетание двуххозяйственно - культурных          типов

(ХКТ): земледельцев, ведущих оседлый образ жизни и живущих в долинах, и кочевников-скотоводов. Гйал-по лосар, официальный Новый год, в какой-то мере нивелировал эти различия, но тем не менее, как полагает Г. Г. Стратанович, «разобщенность подразделений тибетцев, народов тибето-бирманской группы заставляет •скорее удивляться сохранности некоторых черт (возможно, восходящих к древнему этнокультурному единству) общности в праздничной обрядности, чем наличию существенных различий в ней» [Стратанович, 1972, с. 117].

Наблюдая праздники во время пребывания в Гумбуме и Лавране, П. К. Козлов пришел к выводу, что «в первую луну буддисты справляют праздник „нового года" или торжество истинной религии над ересью, сопровождаемый попеременно танцами, музыкой, театральными представлениями и иллюминацией» [Козлов, 1923, с. 291]. П. К. Козлов обращал внимание на официальное содержание новогоднего праздника и его общественное выражение.

Д. Макдональд, оценивая главное событие официального праздника — Монлам, отметил его очистительный характер: «Этот молитвенный праздник предпринимается для того, чтобы очистить шесть видов живых существ (в буддийской традиции в их число включены боги, люди, полубоги, животные, духи, обитатели ада).

Определение новогоднего праздника и его составных частей дает и Д. Туччи: «Новогодний праздник лосар является, по всей видимости, самым главным событием года. Ему предшествует некоторое число церемоний, очистительных обрядов, подготовительных церемоний, завершающих уходящий год и начинающих новый. Момент смены одного периода другим связан с некоторым риском, повышающим значимость данного времени, когда все испытывают известный страх, что уходящий год может принести какую-то беду, и связывают надежды с наступающим годом, который может быть лучше прежнего. Поэтому все церемонии этого периода преследуют двойную цель: во-первых, очиститься от враждебных сил, блуждающих вокруг да около; во-вторых, обрести благое начало для будущего» [Tucci, 1987, с. 144].

1234[5]6789
Оглавление