Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

НОВЫЙ ГОД В ЛАМАИСТСКИХ ХРАМАХ

     Поскольку территория Тибета исследовалась неравномерно, то одни районы и соответственно праздники описаны с достаточной полнотой, о других же известно гораздо меньше. Попытка представить законченную картину праздничной обрядности тибетцев на данном этапе представляется трудной задачей. Поэтому при описании традиционного Нового года и его составляющих частей соблюдался географический принцип изложения материала (по регионам Тибета).

   Благодаря экспедициям П. К. Козлова, Н. М. Пржевальского, Г. Н. Потанина, Г. Ц. Цыбикова и других знаменитых   путешественников   (XIX — начало   XX   в.)   накоплен   материал о праздновании Нового года и  связанных с ним обрядах тибетцев, обитавших в Амдо, Кхаме, в провинции Сычуань,  а  также на востоке  и северо-востоке Тибета. Эти авторы описывают   празднование   Нового   года-царя (Гйалпо лосар), а также Праздник  огней,  изгнание  лугона  гйалпо («козел отпущения-царь»), ритуальный танец Чам   (монгольский Цам) и  некоторые  другие   составные  элементы   Нового   года   у   кочевников, у оседлого  населения и в  монастырях Лавран и Гумбум. Материалы   русских   путешественников дополняются записками путешественников В. Филыннера и А. Та-феля', представивших яркое*" описание и официального торжества, и народного гулянья по случаю Нового года в монастырях Лавран и Гумбум. К сожалению, у них встречается очень мало данных о предновогодней обрядности.

Факты, приведенные в упомянутых выше работах, относятся ко второй половине XIX — началу и первой четверти XX в.

Данные о Центральном Тибете сводятся в основном к описанию Нового года в Лхасе, столице Тибета, и в ее храмах. Г. Ц. Цыбиков, Мак-Говерн, С. Ч. Дас, А. Уодделл и др. описывают Новый год гйалпо более полно. К   уже   упоминавшимся   составным частям праздника добавляются описания Монлама — религиозного праздника, введенного Цзонхавой Лобзан-дакпой    (1357—1419),   «круговращения Майтрейи»   (Будды грядущего), различных   состязаний   и    соперничеств, народных элементов праздника.  Имеются  также  отдельные  упоминания  о  проведении  Нового   года в   семьях,   описания  предновогодних обрядов и празднеств. В целом перечисленными авторами характеризуется Центральный Тибет конца XIX — начала XXв.

В Северо-Западном и Западном Тибете, Лахуле, Спити, Ладаке и пригималайской зоне праздновали Земледельческий Новый год (Сонам лосар), описанный А. Франке, Д. Снеллгровом, Д. Туччи. Сукхдев Синх Чарак представляет также материал о праздновании Нового года-царя в этом районе, отмечая его ло-

 

лосар,   земледельческий  Новый   год; его празднуют в деревнях и в таких городах,   как   Шигатзе,   те,   кто   по-прежнему   занимается    земледелием [Stein, 1972, с. 212-213]. Описывая обряды земледельческого Нового года,  Р.  Стейн отмечал  элементы народной  смеховой  культуры,  которыми обозначается ненадежный, изменчивый период или переход от старого года к новому. Карнавальный характер этих элементов, когда мир как бы переворачивается вверх дном, очень напоминает описание конца света по бонским хроникам: «Наступит время, когда не будет разницы между царем и   подданными,   хозяином   и  слугой, рабы обретут власть над владельцами, монахи станут военачальниками, а отшельницы будут рожать детей» [Stein, 1972, с. 136].

123[4]56789
Оглавление