Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

НОВЫЙ ГОД В ЛАМАИСТСКИХ ХРАМАХ

    Все громко вторили ему, тем самым как бы возобновляя принятый когда-то обет. Все завершалось коллективным раскаянием в совершенных грехах и обещанием избегать их впоследствии.

Вся процедура происходила в несколько приемов. Сначала читались обеты гецулов как самого низшего ранга в ламаистской иерархии священнослужителей. Произнеся покаяние, они уходили. Следующий цикл обетов связан с гелу игами — более высоким саном. Они выслушивали свои 253 обета, совершали покаяние и уходили'. Следующий более высокий ранг лам — гелунги, принявшие обет бодхисаттвы. Они зачитывали свои обеты, включающие 18 основных проступков и 46 грехов, также каялись и выходили из храма, в котором оставались лишь самые высшие ламы, имеющие тантрийское посвящение. Они каялись в 14 основных проступках и 8 грехах. Покаяние лам двух последних категорий входило в особо тайную часть ритуала, поэтому непосвященные на нее не допускались. По окончании покаяния всех категорий лам они снова собирались все вместе в храме для коллективного чтения «Прати-мокша-сутры» (часть буддийского канона, регламентирующая поведение монахов во время религиозных церемоний). А. М. Позднееву ни разу не довелось присутствовать при исполнении ритуала сочжин ввиду его особо эзотерической специфики, и приводимое здесь описание сделано им только по рассказам монгольских лам [Позднеев, 1887, с. 346— 349, 370].

За день до Нового года в храмах проводилась служба умилостивления докшитов — хранителей и защитников буддийского учения. Обязательной составной частью этого хурала были три последовательно совершае-

vibie друг за другом церемонии: разрубание линги, принесение в жертву докшитам балинов и сжигание сора, Линга— это сделанная из теста фигурка обнаженного человека, своего рода символическое воплощение врага веры; балины — конусообразные и овальные фигурки из теста, украшенные сделанными также из теста цветами, языками пламени и имитацией органов человеческого тела,— это умилостивительная жертва докшитам. Наконец, сор— это трехгранная пирамида из теста, полая внутри, по внешнему контуру которой вырезаны цветы, круги, языки пламени и т. д., а верхушка пирамиды увенчана изображением человеческого черепа. Такие же черепа леягали и у подножия пирамиды,, а в центр ее втыкалась стрела, украшенная шелковым платком (хада-ком) и изображением молитвенной мельницы (хурдэ). Сор — это своего рода магическое оружие, Которое во время службы силой произносимых ламами заклинаний становится воплощением грозной силы, способной обратить в прах всех врагов веры, все грехи человечества и все препятствия на пути к распространению буддизма.

Судьба всех трех перечисленных выше предметов в ходе ритуала складывается очень похоже: лингу рубят на 12 частей по числу произносимых заклинаний и выбрасывают эти части за пределы храма; балины выбрасывают далеко в степь, и там они становятся добычей собак, а сор сяш-гается на специально разведенном ритуальном костре под чтение молитв [Позднеев, 1887, с. 380-384]. Совершение этих служб в предновогодние дни придавало им особый смысл: и всеобщее покаяние лам,. и магическое уничтоя?ение всех врагов и грехов в конце уходящего года позволяли начать с Нового года ри-

туально  чистый  виток   «Колеса  времени».

В 1-й день месяца Цагаап cap в ламаистских монастырях совершался хурал в честь наступившего нового года, а в последующие 15 дней ежедневно отправлялась служба в честь одного из 16 чудес, совершенных Буддой Шакьямунн, и его победы над шестью лжеучителями, опровергавшими его учение и возбуядав-шими против него народ. *    *    *

1[2]3456789
Оглавление