Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

НОВОГОДНЕЕ УБРАНСТВО ДОМА

На   следующий   день,   с   раннего; утра, женщины были заняты приготовлением  пищи,   отнимавшим   много  времени  и  сил.   Дело   не   только в том, что к праздничному столу хотелось, конечно, подать разные деликатесы  из  редких  и  дорогостоящих продуктов.  Обычай требовал  заготовить всю еду на праздничный период заранее, поскольку в эти дни запрещалось   пользоваться   ножом,   чтобы не «отрезать» счастье будущего года (ножи и другие острые предметы из кухонных   принадлежностей  заворачивали в  красную  бумагу  и  прятали) . К тому же все продовольственные лавки в первые дни Нового года были   закрыты.   На   несколько   дней вперед варили  даже  рис,  причем   в особенно благочестивых семьях очаг топили не хворостом (считалось, что это грозит дому оскудением), а стеблями    травяных    растений    [Нагао, 1973, т. 1, с. 523]. Заготовленной еды должно было хватить с избытком на всю    семью,     поскольку     вкушение пищи в новогодние дни само по себе считалось доброй приметой.  «В первой половине первого месяца рот ни у  кого  не   бывает  пустым» — такова была   идеальная   норма,   о   которой свидетельствует   старинная   поговорка.  Если говорить конкретнее,  заготовленная впрок провизия была символом   семейного   достатка,   переходившего из  одного   года   в   другой. Часть    продуктов,   предназначенных для  новогоднего   периода,   даже   полагалось оставлять несъеденной. Нетронутый остаток  еды должен   был, очевидно,   способствовать   преуспеянию    семьи    в    наступившем    году. «Если  на   Новый  год  есть  излишек зерна, еда не иссякнет»,— говорили в народе   [Нагао,   1973,   т.   1,   с.  523]. С   окончанием   работы    на    кухне

надлежало сделать последние приготовления к встрече Нового года. Из колодца набирали воды на два дня вперед, после чего его закрывали и «опечатывали» бумажками с надписями-заклинаниями. В доме еще раз убирали. Жители Пекина два века назад в канун Нового года выбрасывали на улицу и сжигали все накопившиеся за год объедки и все старые лекарства, что называлось «отбросить сто болезней» [Пань Жунби, 1961, с. 37]. Известно, что в средневековом Китае аптекари в Новый год бесплатно высылали лекарства своим постоянным клиентам. В канун всеобщего очищения все мылись. В Пекине в XVIII в. это делали 27-го или 28-го числа последнего месяца, в связи с чем бытовала поговорка: «Двадцать седьмого смывают болезни, двадцать восьмого смывают грязь» [Пань Жунби, 1961, с. 37]. В XIX в. пекинцы мылись главным образом в последний день года. Мужчины шли в баню и посещали цирюльника, женщины принимали ванну дома. После купания полагалось одеваться во все новое.

Состоятельные лица выставляли в гостиной лучшие вазы, лучшие образцы живописи и каллиграфии, которые в обычное время хранились под замком. Кроме того, у семейного алтаря вешали портреты предков, призванные напоминать о том, что мертвые участвуют в новогодних празднествах вместе с живыми. Рядом вешали свиток с именами всех прямых предков в роду. Считалось, что души усопших родичей пребывают в доме до середины 1-го месяца, и в течение всего этого времени к ним относились как к самым дорогим гостям. Ежедневно перед портретами ставили еду и питье: пять видов пищи, пять чашек вина и пять чашек чаю; тут же клали пять пар палочек для еды и даже полотенце,

чтобы   предки   могли  вытирать   свои лица,   запечатленные   на   портретах.

В Южном Китае был распространен любопытный обычай: в последний день года мальчики с утиным яйцом и курительной палочкой в руках бегали по улицам, выкрикивая: «Продаю лентяя! Продаю лентяя!» Курительную палочку они оставляли в местном храме, а яйцо съедали, возможно искренне веря, что в будущем году они избавятся от своих дурных наклонностей [Гуандун, 1972, с. 23, 177]. Со своей стороны, взрослые дарили детям на счастье связки монет на красном шнурке, символизировавшие дракона; такие связки вешали на ночь в ногах детской постели  [Ли Цзяжуй, 1936, с.117].

Обязательным          сопровождением

1234567[8]910
Оглавление