Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

КАЛЕНДАРЬ

Названия месяцев ассоциировались с различными особенностями природы (климата, ландшафта, животного мира), подмеченными и усвоенными древним человеком. Началом года считалось либо зимнее солнцестояние, либо осеннее равноденствие — и то и другое уже было достоянием накопленных веками астрономических знаний.

XIII век был временем великих перемен и новшеств в жизни монгольского общества: век объединения монгольских племен под эгидой Чингисхана и создания первого единого государства, век захватнических походов,    превративших    Монголию    в

мощную империю своего времени. Это был век и многих культурных инноваций и достижений. В XIII в. у монголов появилась письменность, заимствованная у уйгуров и восходящая в своих первоистоках к арамейской графике: состоялось первое знакомство с буддизмом, шедшее как минимум по четырем каналам — через киданей, уйгуров, тангутов и китайцев. К числу важнейших культурных инноваций этого века следует отнести и принятие монголами нового календаря — двенадцатилетнего звериного цикла, заимствованного скорее всего от уйгуров, влияние которых во всей системе государственного делопроизводства на первых порах существования монгольской империи было весьма значительным. Официально этот календарь был введен в Монголии в 1210 г. [Kotwicz, 1928, с. 128].

Первый памятник монгольской исторической литературы — хроника 1240 г. «Сокровенное сказание» —уже ведет хронологию событий по новому календарю: год курины (1201), год мыши (1204), год коровы (1205) [Сокровенное сказание, 1941, § 141, 193, 198].

Со временем этот календарь испытал сильное китайское и тибетское влияние [Вира, 1978, с. 32—33; Kotwicz, 1928, с. 128-135]. Первое началось вскоре после завоевания монголами Китая п появления в Пекине монгольских правителей, которые стали строить быт двора и налаживать государственный аппарат по отработанному веками китайскому образцу. В 1267 г. была проведена вторая реформа монгольского календаря, и год стал начинаться, как в Китае, с- первого весеннего месяца [Kotwicz, 1928, с. 136]. Тибетское же влияние было естественным следствием распространения ламаизма в  форме   желтошапочной  секты   Ге-

лукпа. С конца XVI в. (см. ойрат-скую анонимную хронику «История Убаши-хунтапджп и его войны с ой-ратами», 1587), а особенно в первой половине XVII в. в монгольских письменных памятниках начинают появляться наряду с названиями зверей элементы и соответствующие им цвета, игравшие столь важную роль в тибетском цикле [Kotwicz, 1928, с. 133].

Монгольский двенадцатилетний цикл, как и китайский, начинался с года мыши в отличие от тибетского, который начинался с года зайца. Последовательность и наименования годов были следующими: 1) мышь (хулгана), 2) бык (ухэр), 3) тигр (бар), 4) заяц (ту у лай), 5) дракон (луу), 6) змея (могой), 7) лошадь (морь), 8) овца (хонъ), 9) обезьяна (мэчин), 10) курица (тахиа), 11) собака (нохой), 12) свинья (га-хай).

Помимо обозначения годов через названия животного цикла они имели еще ряд добавочных характеристик. Во-первых, годы делились на твердые (мужские) и мягкие (женские); это их качество соблюдалось в последовательном чередовании мягких п твердых годов друг за другом. Годы мыши, тигра, дракона, лошади, обезьяны, собаки всегда были мужскими (твердыми) годами.

12[3]456789101112131415
Оглавление