Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

КАЛЕНДАРЬ

Вот те из них, смысл которых достаточно   ясен:   доля,    счастье — xubi; — безумный,    сумасшедший — gani;     islzin — удод     (лат.     Upupaepops); хййк — кукушка; ulara — горная куропатка; guran — дикий козел; buga — изюбр; xusa — баран; ulan zuda-Q — склон горы, невысокий хребет (другпе этимологии: красный разлив, бурный весенний поток горной реки [Санже-ев, 1947, с. 420]); iexe burgan — большие заросли; baga burgan — малые заросли (ивняка) [Kot-wicz,   1928,   с.   118-120].

Как мы видим, среди этих названий Цагаан cap отсутствует. Возможно, оно появилось позднее, а может быть, оно из другой системы наименований. Во всяком случае, В. Клюева упоминает три монгольских месяца, в основе обозначения которых лежит цвет: цагаан (белый), ногоон (зеленый) и улаан (красный)   [Клюева,   б.   г.,   с.   32].

Единой даты начала Нового года у древнемонголъских племен не существовало. Котвич, сведя воедино все сведения по этому вопросу, вычленил две даты астрономического года, к которым был привязан сезонный праздник Нового года: осеннее равноденствие (22 октября) и зимнее солнцестояние (примерно 25 декабря) по григорианскому календарю. Большинство монгольских племен отмечали его осенью, соединив с осенними тайл-..анами (шаманскими жертвоприношениями в честь родовых духов и духов-хозяев местности). Это был сезон наибольшего изобилия запасов продовольствия, наступавший после окончания заготовки молочных продуктов на зиму у кочевников и сбора урожая у земледельцев. Однако аларские буряты и ордосские монголы отмечали Новый год после зимнего солнцеворота. Эта дата даже в 50-е годы XX в. была зафиксирована у монголов КНР (в частности, у чахаров [Тодаева, 1981, с. 65]), и вплоть   до начала   XX в. она со-

хранялась v калмыков [Kotwicz. 1928,  с.  122]".

Сохранились и кое-какие народные приметы, связанные с названиями месяцев: второй весенний (ulan zuday) — тает снег на пригорках, в этом месяце не играют свадеб; второй летний (gani) — начинают гнать молочную водку (отсюда и его название — безумный); третий летний (xozi) — коровы начинают давать меньше молока; первый осенний (iliin) — дни становятся короче, время сенокоса; второй осенний (хййк) — время случки у баранов; третий осенний (ulara) — начинает по ночам замерзать вода; первый зимний (йп) — скоту начинают давать сено; второй зимний (guran) — день прибавляется на скачок дикого козла; третий зимний (buga) — день прибавляется на скачок дикого оленя, начинает таять снег под порогом жилища. В этой системе Новый год начинался с месяца «баран» (xusa[Kolwicz,   1928, с. 123-124].

Итак, древний народный календарь монголов включал в себя год как цикл из четырех или двух сдвоенных сезонов, 12 лунных месяцев, по три в каждом сезоне.

1[2]3456789101112131415
Оглавление