Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

КАЛЕНДАРЬ

Популярная       новогодняя       игра «круг»  (хорло)  состояла из 60 деревянных    квадратных    табличек:    48 представляли   собой  четырежды   повторенные    изображения    животных двенадцатилетнего  цикла,  а   12  табличек — трижды повторенные изображения   следующих   предметов:   круг (хорло), драгоценный камень  (чанд-мань), царь птиц Гаруда  (хангарид) и лев (арелан). Последние 12 табличек   обладали   более   высокой   ценностью, чем первые 48. Из табличек выкладывали 12 куч, но пять в каждой,   и   делили   между   участниками игры,  которых  могло  быть от  2  до 12 и  которые должны  были  из  них выложить юрту. Вначале шли в ход менее   ценные   таблички,   однако   но мере приближения к концу игры они становились более ценными. Выигрывал   тот,   кто   клал   на   самый   верх имевшую   наивысшую  ценность   табличку с изображением хорло  (таких было всего три). Эта игра очевидно имела космическую символику. Цифры 3, 4, 5,  12, 60 обладали важной семантической значимостью в мифологии и космологии монголов  (трех-частность   времени   и   пространства: мир верхний, средний, нижний, т. е. подземный;   время  прошлое,  настоящее, будущее; четыре стороны света, пять   элементов   мироздания;   двенадцать    и    шестьдесят — календарные циклы).   Все  они  в  сочетании   друг с   другом   позволяют   некоторым   исследователям рассматривать эту игру как некую акцию космического творения,  в  которой  сооружение   юрты выступает    как    аналог    сотворения мира.   Каждая  из  игр  предусматри-

вает большое число участников, и вечера первых дней Цагаан сара — наиболее подходящее для них время [Kabzinska-Stawarz, 1983, она же. 1984].

Первые три дня были наиболее интенсивно насыщены событиями. Однако и весь остальной месяц считался праздничным. Продолжались хождения в гости, рекомендовалось съездить к родственникам, жившим в отдаленной местности, и обменяться с ними приветствиями и подарками. Желательно весь месяц есть обильную пищу, что должно магически повлечь за собой изобилие в течение всего остального года.

Любопытное свидетельство о праздновании Нового года монголами имеется в одном из русских источников — «Хронографе» конца XVII в., хранящемся в Историческом музее в Москве. В нем приводятся все 12 месяцев монгольского календаря с указанием их названий по звериному циклу и перечислены все хозяйственные заботы и праздничные мероприятия, которые связаны с каждым из них. Первым месяцем года назван март (в «Хронографе» он именуется Барс, а также Чаган бур-хан). В этот месяц устраивается великий праздник: «...в молбище празднуют с вечернего часа во всю нощь и до половины дня всем свои идоло-поклоньническим собором молятся» (см.  [Тихомиров, 1958, с. 21]).

Праздничная служба заканчивалась коллективным подношением жертв, после которого все «зьдрав-ствуют друг другу в новой год и пиршество во царстве своем и в улусах между собой сходящиеся 12 дней совершают» (см. [Тихомиров, 1958, с. 22]). В числе жертв, которые приносит ламаистское жречество своему божеству, перечислены следующие: «от всякого скота по первородному животнуму, и от птиц, и от винограда, и от всякой овощи, и от земного плода, и от пшеницы, и от масла коровья», но кроме них названа в качестве главной жертвы кровь «чистых избранных отрочат мужска и женьска дву человек» (см. [Тихомиров, 1958, с. 21]). Все это плод явного недоразумения. Ни «первинки» животных, ни птиц, ни винограда (не ведомого в монгольских землях), уж не говоря о крови невинных младенцев, ламаисты в жертву не приносили. Думается, что автор «Хронографа», будучи ортодоксальным христианином, создал этот перечень жертв по . библейскому образцу, не избежав искушения упрекнуть «идолопоклонников »-ламаистов в изуверском грехе — использовании крови младенцев для своих религиозных надобностей (стандартный прием, применявшийся христианской церковью для дискредитации любой «иной» веры — язычества, иудаизма, в данном случае ламаизма).

12345678910111213[14]15
Оглавление