Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ИСТОЧНИКИ

Сказанное в полной мере относится и к календарным праздникам. В новеллах Ихара Сайкаку события нередко развертываются вокруг новогоднего праздника. Обычаи разных мест, торжества, заботы и беды должников, приготовление новогодних угощений, красочные картины предновогодних базаров, развлечения праздничных дней, другие традиции — все это передано Ихара Сайкаку удивительно жизненно, красочно и метко.

В японской классической литературе XIX XX вв. обращение к обычаям и обрядам новогоднего праздника очень часто сопряжено с фи-лософско-эстетическими и гражданскими раздумьями писателей о судьбах традиционной японской культуры и ее своеобразии, о природе Японии.   В   этих   размышлениях, и обычаях публиковались сначала на страницах русских журналов в 1893-1897 гг., а в 1903 г. вышли отдельной книгой.

    Календарные   праздники   японцев привлекали   внимание   и   советских ученых,    журналистов,   дипломатов, в разные годы работавших в Японии. Богатый  материал  об  истории  многих   новогодних   обычаев   и   обрядов обобщен в книге советского писателя   и   дипломата   Н.   Т.   Федоренко «Японские     записки»      [Федоренко, 1968]. Книга начинается с описания встречи   Нового   года   в   доме   японских  друзей автора.   Беседы  о  традициях, обычаях и обрядах новогоднего праздника и их судьбах в наши дни дали настрой всему содержанию книги.

   Третью группу источников составляют иконографические материалы. Пожалуй, одним из самых ранних памятников такого рода является настенная живопись гробницы Такамацу (VIII в.), открытой японскими археологами в 1972 г. [Хэкига, 1972]. По мнению японских ученых, жанровые сцены, изображенные на стенах гробницы Такамацу, в которых участвуют молодые красивые женщины и молодые мужчины, облаченные в парадные, красочные одеяния (в расцветке тканей превалируют радостные тона — зеленый, желтый, красный), отражают церемонии, связанные с празднованием Нового года

Большой интерес представляют гравюры художников XVII в. Ёсида Хамбэй и Макиэси Гэндзабуро, которые иллюстрировали новеллы Иха-ра Сайкаку. На их гравюрах можно видеть и кадомацу, украшавшие дома горожан, и сцены уборки жилищ перед Новым годом, и приготовление моти, и предновогодние базары и торги [Ихара Сайкаку, 1981, с. 56, 146, 151, 170, 192, 196].

Новогодний праздник и связанные с ним обычаи и обряды привлекают внимание и современных японских художников. Так, во время пребывания в Японии (в 1980—1981 гг.) нам посчастливилось познакомиться с художником Имэй Футоси, живущим в г. Химэдзи, в творчестве которого народные праздники, в том числе и праздник Нового года, занимают важное место [Джарылгасинова, Крюков, 1982, с. 141—142]. Выполненные в другой, более экспрессивной манере, гравюры Имэи Футоси также повествуют об обычае мальчиков запускать  воздушного   змея  в   первые

дни Нового года, о традиции разбрасывания бобов в день Начала весны. Четвертую группу источников составляют собственно этнографические наблюдения.

12[3]45678
Оглавление