Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ИСТОЧНИКИ

Среди разнообразных видов источников, важных для изучения обычаев и обрядов новогоднего праздника японцев в конце XIX — начале XX в., можно выделить четыре основные группы: письменные памятники, музейные коллекции, иконографические материалы и этнографические наблюдения.

Наиболее многочисленной по своему составу является первая группа—письменные источники, которая представлена произведениями фольклора, древней светской и культовой поэзией, историческими сочинениями, произведениями японской классической литературы, свидетельствами путешественников (ученых, дипломатов, журналистов, писателей), посещавших Японию в XIX - XX вв.

Для японской историографии и литературы, поэзии и фольклора всегда были присущи интерес и внимание к календарной обрядности, к праздникам года, к традициям и обычаям, связанным с ними. Причин этого явления немало, но прежде всего истоки этого явления лежат в многовековых традициях земледельческого труда, а также в древних религиозных воззрениях японцев, обожествлявших всю окружающую природу, воззрениях, которые уже в период раннего средневековья сформировали особую эстетическую категорию культа природы, свойственную японской культуре.

Календарные обычаи и обряды нашли  свое   отражение    в    памятнике древнего японского фольклора и поэзии — антологии    «Собрание    мириад листьев»     («Манъёсю»)     (VIII    в.). К древним  культам,  многие  из  которых были теснейшим образом связаны с народными обрядами  земледельцев, восходят песнопения-молит-вословия  норито,  записанные   в  памятнике X в. «Ритуалы годов Энги» («Энги сики»). По мнению Н. А. Невского, многие из этих норито восходят по крайней мере к   VII в. н. э. [Невский, 1935, с. 17]. Для изучения истоков одного из центральных предновогодних обрядов, обряда  «очищения», проводившегося в конце 12-го (а также 6-го) месяца, огромный интерес представляет норито «Молитво-словие Великого очищения», переведенное на русский язык Н. А. Невским  [Невский,  1935, с.  24-27,  29, 30]. По свидетельству Н. А. Невского, еще в 20—30-х годах XIX в. оно исполнялось   во   всех   синтоистских храмах   во   время  церемонии  всенародного отпущения грехов, проводившейся в конце 12-го месяца. Анало-шчпые церемонии проводились  и в конце  6-го  месяца   [Невский,   1935, с. 29]. С подготовкой к Новому году были,  очевидно,  связаны  и обряды, во   время   которых   исполнялось   норито   «Праздник  Успокоения  огня». Как   замечает   Н.  А.  Невский,  эти мистерии имели целью «предохранить дворец от пожара», они проводились также в  12-м и  6-м  месяцах   [Невский, 1935, с. 20, 21, 28].

Наиболее характерные элементы новогодней обрядности японцев отразились в японском фольклор® — в песнях ж сказках.

Ценнейшие материалы по предновогодним и новогодним обычаям и обрядам, характерным для различных исторических эпох, содержатся в классических произведениях япон-

ской литературы, начиная с сочинений Ки-но Цураюки (X в.), Сэй-Сёнагон, Мурасаки Сикибу и включая произведения современных японских писателей, таких, например, как Токутоми Рока (1868-1927) и Кавабата Ясунари.

[1]2345678
Оглавление