Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

«СОСНА У ВХОДА»

Так, 30 декабря 1980 г. в деревне Цугэмура (префектура Пара), расположенной к югу от г. Нара, на древней земле Ямато, в доме Иманиси-сап, мы имели возможность наблюдать устройство традиционного кадомацу. Оно было установлено у главных ворот, ведущих в усадьбу. Для кадомацу были взяты два молоденьких, с зелеными ветвями и листьями бамбуковых деревца более 2 м высотой каждое, к которым у самого основания были привязаны сосновые ветви. Расстояние между деревцами равнялось ширине ступенек, ведущих к главным воротам усадьбы. В основании деревца крепились камушками.

На наших глазах Имаииси-сан на высоте человеческого роста протянул между деревьями соломенную веревку. Она была сплетена таким образом, что концы отдельных длинных соломинок торчали из нее, как солнечные лучики; примерно в середине симэнава были вплетены большие листья папоротника. Из заранее заготовленных пакетов Иманиси-сап насыпал под каждое деревце горки светлого песка и утрамбовал каждую горку руками. Теперь каждое дереи-це росло как бы па горке. Светлым песком была посыпана и земля вокруг кадомацу, и дорожка, ведущая к воротам дома, и дорожка внутреннего дворика, расположенная у глан-ных дверей дома. Светлый песок (как и у других пародов мира) играл очистительную, оградительную роль.

    Вакамацу — это  молодые  сосновые ветки, которые устанавливались чаще всего   в   нише   (токонома),   которая, как   известно,   являлась   и   является поныне  центром   парадности,  своего рода  красным углом японского  жилища.   Для   вакамацу   обычно   выбирали старинные вазы, керамические или фарфоровые, продолговатой, цилиндрической    формы.    Эта    форма имитировала   или,   правильнее   сказать,  вызывала ассоциацию со стволом   бамбука   (прослеживается   традиционное  для  новогоднего   кадомацу сочетание:  сосна и бамбук).  Такие   вакамацу  на   Новый.   1981   год украшали    токонома   многих   домов представителей интеллигенции г. Хи-мэдзи.   Так,   в   домах   Курокава-сап и Коти-сан ветки сосны были поставлены в керамические вазы цилиндрической формы  и  были перехвачены золотыми и серебряными нитями, завязанными нарядным узлом.

Вместо   сосны   для   вакамацу   использовали и используют до сих пор /другие вечнозеленые растения; часто употребляют     ветки     вечнозеленых растений с цветами или яркими плодами. В доме Иманиси-сан  (деревня Цугэмура)    вакамацу    представляло собой целую композицию. На небольшом шкафчике, стоящем неподалеку от    входных    дверей,   па   отдельных подставочках    стояла    керамическая ваза цилиндрической формы  (форма вазы повторяла часть ствола бамбука,  используемая в  качестве  сосуда для переноски воды). В вазе красовалась   ветка   вечнозеленого   кустарника   с   розовыми   цветами.    Около вазы — маленькая  керамическая  фигурка лягушки (лягушка по-японски называется   каэру,   это   омоним   глагола    кадру — «возвращаться»).    На

 

 

 


Рис, 31. Симэкадзари

для украшения входа в жилище

(деревня  Цугэмура,   31   декабря   1980   г.,

дом    Иманиси-сан)    {Полевые   материалы

Р. Ш. Джарылгасиновой и М. В. Крюкова]

12[3]45
Оглавление