Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

«СОСНА У ВХОДА»

   На  большую   ступку   для   риса,   стоящую   в крытом   дворе,   клали   корзину   для провеивания риса и пестики, ставили хворостины с украшениями и вешали обычные обереги в  форме соломенного жгута. Эта область бедна как колодцами, так и сосновыми лесами.  Большинство домашних украшений делалось  там  из  хвороста  и вечнозеленого   кустарника,   к   которому соломой привязывали мандарины и апельсины;  такие же украшения ставили у ручьев в тех местах, где из них брали воду,— они посвящались Духу воды. В доме украшения  ставили  на   камидана,  где   они посвящались   наиболее   почитаемым здесь   божествам   Косин  и  Эбису   и горным духам.

     В рыбацких деревнях кадомацу, вакамацу и симэкадзари ставили не только в доме, но и в лодке и у отдельных ее важных частей. Бывало, что даже ручки дверей и стенных шкафов (точнее, не ручки, а проемы для пальцев — хикитэ) украшались небольшими симэкадзари [Бункад-зай, 1964, с. 11-12].

Обычай   украшать   жилище   симэкадзари сохранился в Японии до наших дней. Так, в деревне Цугэмура, в доме Иманиси-сан, венками из рисовой   соломы,   в   которые   вплетены листья папоротника и вечнозеленого кустарника,   были   украшены   косяк входной  двери,   основной   столб   хозяйственных помещений, водопроводный кран, газовая плита, старинное приспособление — тавара  для   плетения  мешков,    в   которых    хранится рис. Такими же венками были украшены по случаю наступающего Нового    года    небольшое   синтоистское святилище  божества  риса   Инари  и маленький буддийский алтарик, расположенные  за домом,  на узенькой тропинке, ведущей по склону холма к его вершине.

Из рисовой соломы на Новый год создавали различные фигуры, среди которых очень часто встречается стилизованное, схематическое изображение птицы. До наших дней в японских деревнях живут мастера плетения симэкадзари.

Все обереги должны быть на месте к моменту Нового года и висят в продолжение одной, реже двух недель, после чего их собирают и торжественно сжигают на церемонии, называемой тондо.

Особо важными, а потому хорошо, плотно сплетенными должны были быть симэкадзари главных, ключевых точек — входа, токонома, ками-дана. К ним помимо прочего прикрепляли листья «магических» растений — моромоки, урадзиро, юдзури-ха и др. В ряде мест эти симэкадзари имели особое название (симбэй, симбири) и не сжигались по окончании новогоднего праздника, а хранились до весны, и при пересадке рисовой рассады первые ее снопики обвязывались жгутами от них.

1234[5]
Оглавление