Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

«СОСНА У ВХОДА»

 

Рис. 30. Старинное кадомацу (деревня   Цугэмура,   30   декабря   1980  г., дом   Иманиси-сап)     [Полевые   материалы Р. Ш. Джарылгасиновой и М. В. Крюкова]

соломы   (или   букеты   из   прутиков) свисали  вниз,  как  лучики   (солнечные?). В новогоднюю симэнава обязательно   вплетали  листья   папоротника,    украшали    ее    мандаринами, иногда яркими цветами. У подножия деревьев     насыпали    горки    песка; часто сосны ставили в специальные деревянные  кадки или  специальные подпорки, имитирующие горку. Здесь, очевидно,    возникали    ассоциации   с мифической горой Хорай (горой, где живут    бессмертные),   над    которой возвышается     вечнозеленая     сосна. Так, в одной из народных сказок повествуется о том, как гонимая злой мачехой  падчерица  разгадывает   загадку, предложенную нескольким девушкам.   Увидев   на   подносе   горку соли и воткнутую в нее маленькую веточку, падчерица слагает стихотворение   в  честь  сосны,   растущей   на белой от снега вершине горы  [Маркова, 1972, с. 6].

В некоторых районах кадомацу представляли собой маленькие букетики из ветвей сосны, бамбука и сливы, обвязанные тоненькой веревкой   симэнава   и   прикрепленные   с

 

двух сторон на воротах или входных дверях. В городах кадомацу составлялись из ветвей сосны, стволов бамбука, срезанных наискосок и установленных в деревянных кадках, обвитых симэнава. Красочное описание новогодних украшений в Эдо в 1864 г. оставил Э. Гюмбер: «Перед дверьми некоторых домов по обеим сторонам входа воткнуты были сосновые или бамбуковые деревья с верхушками, связанными между собой гирляндами из рисовой соломы, обвешанными красными лесными ягодами и апельсинами и перевитыми длинными лентами из золотой и серебряной бумаги» [Гюмбер, 1870, с. 350].

По традиции кадомацу начинали заготовлять после 15-го числа 12-го месяца. В большие города и в столицу деревья сосны и бамбука привозили крестьяне [Гюмбер, 1870, с. 350], многие специализировались па продаже сосеп, их так и называли: «торговцы соснами» [Японские народные сказки, 1972, с. 152].

В одной из сказок («Красавица на портрете») повествуется о том, как крестьянин нашел свою жену, похищенную феодалом, продавая около замка новогодние сосны: «Наконец наступил долгожданный канун Нового года. Взвалил Гомбэй себе на спину несколько сосновых веток, сколько мог унести, и направился к замку. Стал он прохаживаться перед замком, громко выкрикивая: „Новогодние сосиы! Новогодние сосны!"» [Японские народные сказки, 1972, с. 151].

Многие горожане и сельские жители отправлялись в буддийские храмы, как правило расположены высоко в горах, среди лесов, и там покупали либо целые деревья, либо букеты для кадомацу.

Кадомацу как символ новогоднего праздника очень любили изображать художники школы укиё-э.

До наших дней во многих деревнях, особенно в расположенных в горах, сохранились старинные виды кадомацу.

1[2]345
Оглавление