Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ОБРЯДЫ ПЕРВОЙ ДЕКАДЫ НОВОГО ГОДА

тиснувшись к могущественному идолу, окутанному клубами благовонного дыма, люди просили его покровительства и потом гадали о своей удаче в новом году. Во многих местностях существовал обычай «брать взаймы» немного жертвенных денег из храма, причем на следующий год полагалось отдать Богу богатства проценты с взятой суммы [Ли Цзя-жуй, 1936, с. 20]. В Южном Китае из пушки, установленной перед храмом, стреляли в воздух деревянным шаром, и тот, кому доставался этот шар, мог рассчитывать на удачу в течение года [Bredon, Mitropbanow, 1927, с. 112]. Помимо прочего день поклонения Цайшэню был днем бла-

готворительности. В Пекине на рассвете группы нищих, стоя перед воротами купеческих домов, пели здравицы их обитателям, а толпы обездоленных, калек и больных преграждали вход в храм Бога богатства, выпрашивая  милостыню.  В Чэнду нищие  просили  подаяния,  приняв  облик Цайшэня: лица их были въшаза-ны   желтым   порошком,   на   голове шапка   из   черной   бумаги,   в   руках жезл    (непременный   атрибут    Бога богатства) и корзинка в красной бумаге,   напоминавшая   таз   изобилия Цайшэня  [Нагао, 1973, т. 2, с. 141]. Своеобразной параллелью к встрече Бога богатства был обряд проводов   Демона   бедности   по   прозвищу Сюйхао (букв. «Пустота и убыток»). Впервые о нем упоминает источник VII   в.,   в   котором   Демон   бедности отождествляется с беспутным сыном мифического царя древности Чжуань-сюя. Этот юноша любил носить рваное платье, ел рисовый отвар и умер прямо на улице. «С тех пор,— заявляет хронист,— из поколения в поколение в  этот  день  готовят  рисовый отвар, выбрасывают рваную одежду и молят на улице об изгнании бедности» [Чэнь Юаньцзин, 1978, с. 404]. По   сообщениям  других   средневековых   источников,   в   последний день 1-го месяца от Демона бедности могли     избавляться,    утопив    мусор    а тряпье в реке. Напомним, что конец 1-го месяца знаменовал в древности окончание новогоднего периода. В некоторых  местностях  провинции  Ху-нань сохранился обычай в последнюю ночь месяца освещать двор факелами, чтобы окончательно изгнать демонов     бедности,— обычай,     широко распространенный  в  древнем  Китае [Крюков, Малявин, Софронов,  1979, с. 212].

Проводы Демона бедности китайцы давно уже устраивают в первые дни   года,   хотя   жители   различных

районов делают это в разное время и в разных  формах.  Обычно изгнание Демона бедности связывалось с первой  в  новом  году уборкой  дома или по крайней мере выносом мусора.  Так, гуандунцы совершали  этот обряд   в   3-й   день   года,   когда   они подметали   в   доме   полы,   выносили мусор в безлюдное место и там сжигали   его,   приговаривая:   «Бедность, уйди!   Богатство,   приди!».   Местные жители   не   гуляли   в   этот   день, по улице,   опасаясь,   что   высланные  из домов демоны бедности перейдут на них   [Гуандун,   1972,  с.  521].   Гуан-дунские хакка на 3-й день сжигали весь мусор, а потом топили его, рассказывая  по   этому   поводу   следующую  легенду.  Жил  однажды  некий бедняк, по фамилии Яо и прозвищу Слепец. Был он так беден, что вдвоем   с   женой   не   мог   прокормиться, и тогда жена его ушла жить к богачу. Однажды в канун Нового года Яо  Слепец  пришел  навестить  свою бывшую   жену,   и   та   дала   ему   десять новогодних пирожных, а в каждое  пирожное  вложила   по  серебряной   монете.   Но   на   обратном   пути Яо Слепец растерял свое  богатство, а придя домой, замерз в новогоднюю ночь. Через два дня его бывшая жена пришла к нему в гости. Обнаружив в  доме  труп  мужа-неудачника,   она решила,  что   ее   могут   обвинить   в убийстве, сожгла дом вместе с телом, а останки выбросила в реку, совершив на берегу поклонение и произнеся   заклинание:     «Дух   бедности, изыди!   Дух   богатства,   приди!   Год от года пусть множатся сокровища! День   за   днем   пусть   растут   богатства!»  Видя, что бывшая жена бедняка разбогатела, люди последовали ее   примеру   и   стали устраивать  в 3-й день года проводы Демона бедности   [Нагао,   1973,   т.   1,   с.   223-224].

123456[7]8910
Оглавление