Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ОБРЯДЫ ПЕРВОЙ ДЕКАДЫ НОВОГО ГОДА

Пищу готовили и раскладывали по чашкам заблаговременно, котел же плотно накрывали крышкой и клали на нее кусок угля, чтобы нечистые веяния не могли проникнуть внутрь [Нагао, 1973, т. 2, с. 185].

Определенное значение имел и 7-й день 1-й декады. Поскольку он считался днем человека, ясная погода в этот день была предзнаменованием жизненного благополучия в наступившем году. День человека повсюду отмечали молениями богам, которым в Центральном и Южном Китае подносили отваренные в сладкой воде шарики из рисовой муки. В период средневековья в Китае существовал - обычай есть в этот день похлебку из семи видов диких трав. Обычай этот сохранился в некоторых районах Гуандуна [Гуандун, 1972, с. 409, 522]. Интересно, что в гуандунском уезде Яыцзян часть жителей в 7-й день ограничивалась поклонением божествам, другие же ели дикорастущие корнеплоды, а жертв богам не приносили [Гуандун, 1972, с. 499]. В Хубэе в этот день ели шпинат,  в  южной  части  провинции Фуцзянь — овощи, смешанные с отборным рисом. Эту обрядовую еду фуцзяньцы называли «семью драгоценностями» [Лоу Цзыкуан, 1932, с. 122].

     Нечистая сила, угрожавшая людям в день человека, для населения Центрального   Китая   персонифицировалась в образе птицы-демона по прозвищу Гуйчэняо, ассоциировавшейся со скопой. Крик Гуйчэняо в эту ночь был  предвестием  беды.   Чтобы   уберечься от демонической птицы, в домах крепко запирали двери, гасили огни и колотили палкой по постели. Считалось,  что  ее  особенно  привлекали   человеческие    ногти,    поэтому днем их стригли и зарывали во дворе.   Особые   меры   предосторожности принимали  в  отношении  детей,  ибо бытовало  поверье, что  от прикосновений Гуйчэняо на их теле появлялись  язвы и  нарывы   [Нагао,   1973, т. 2, с. 239; Крюков, Малявин,- Соф-ронов, 1979, с. 212].

В 8-й день — день звезды — в большинстве  районов   Китая   (в  некоторых местностях  18-го числа)   совершали поклонение звездам, ибо звезды  и  созвездия  виделись  китайцам обителями   духов   и   героев,   способных, несмотря на их удаленность от Земли, постоянно влиять на судьбы людей. Ясное небо в ночь 8-го числа-считалось   предзнаменованием   хорошего   урожая,    однако    в    широком смысле культ звезд, имевший очень древние корни,  связывался  с  пожеланиями   благоденствия   и   долголетия.  В честь звездных божеств,  которые,   согласно   распространенному поверью, в эту ночь сходили на землю,   во   дворе   устанавливали   лицом к северу стол с бумажными изображениями   звездных   богов   и   циклических знаков календаря. В жертву подносили две-три  сладкие  рисовые лепешки, однако главным атрибутом ритуала были особые лампадки — наполненные   ароматным   маслом   крохотные бумажные плошки с красным или желтым фитилем. В богатых пекинских домах в тот момент,  когда глава   семейства   принимался   отбивать  поклоны  звездам,  на  жертвенном  столе   и  вокруг  него   зажигали сразу    108   плошек.    Значение   этой цифры не совсем ясно. С одной стороны,   она   заставляет  вспомнить  о «108 страстях и заблуждениях» или «108 ударах в колокол» в буддийской традиции    [Soothill,    1971,   с.   216]. С  другой    стороны,    она    равняется сумме 12 месяцев, 24 полумесячных периодов (ци) и 72 пятидневок (хоу) в китайском лунном году. Воздав почести всем звездным богам, старший мужчина   кланялся   своей   «счастливой»   звезде,   покровительствовавшей ему при рождении. Остальные мужчины также поочередно поклонялись «счастливым»    звездам,   зажигая   по три импровизированных лампадки и нередко гадая о своей удаче по силе пламени [Bredon, Mitrophanow, 1927, с.   142].   Иногда   молившиеся   зажигали столько плошек, сколько исполнилось им лет, или на одну больше [Нагао, 1973, т. 2, с. 250]. Женщинам не разрешалось ни поклоняться звездам, ни присутствовать при исполнении обряда.

В провинции Цзянси сохранялся обычай в 8-й день 1-го месяца варить кашу из рисовой муки и восьми видов овощей, которую называли «кашей восьми драгоценностей» [Шанъю, 1976, с. 145].

Два последних дня 1-й декады, посвящавшиеся фруктам и овощам (или бобам), тоже занимали определенное место в календаре новогодних обрядов. Так, 9-й день .повсеместно праздновался как день рождения верховного небесного правителя —• Яшмового императора (Юй-хуана).

12345678[9]10
Оглавление