Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ОБРЯДЫ ПЕРВОЙ ДЕКАДЫ НОВОГО ГОДА

     О   разнообразии    форм   изгнания Демона бедности в Китае можно судить по приводимым ниже примерам. В  Лояне   еще  в   прошлом   столетии этот обряд совершали в новогоднюю ночь:   в   самом   грязном   углу   дома ставили зажженные курительные палочки, чашку с «новогодним рисом» и   жгли   жертвенные   деньги.   Затем рис и  пепел  выносили  на  улицу  и разбрасывали по земле [Нагао, 1973, т. 1, с. 227]. В Шуйчжоу (провинция Цзянси)   каждая   семья   во   главе   с местным колдуном выносила к реке соломенную фигурку человека в бумажной  одежде,  сжигала  ее и  бросала  пепел в  воду.  Иногда  по  воде пускали импровизированную лодку с жертвенной едой — обычай, зафиксированный еще в IX в.  [Нагао, 1973, т. 1, с. 230]. В Шэньси на 5-й день выносили за ворота фигурку человека   [Ху Пуань,  1923, цз.  7,  с.  26]. В   соседней  провинции  Шаньси   существовал  обычай  на  5-й  день  вырезать из бумаги фигурку женщины с веником в руках и дорожным мешком на плече. Эту фигурку торжественно выносили за ворота с гозгла-сами:   «Провожаем демона пяти видов   бедности» — и   затем   сжигали. Под пятью видами бедности обычно подразумевали скудость знаний, друзей, учености и воспитания, а также короткую жизнь  [Нагао,  1973, т.  1, с.   232].   Другое  бытовавшее  в   провинции    Шаньси   название   фигурки женщины — «сноха    бедности».     На 5-й день мальчики ходили с ней по улицам  и   кричали:   «Меняю   сноху! Меняю  сноху!»,  тем  самым как  бы отдавая семейное лихо другому дому [Нагао, 1973, т. 1, с. 233]. Интересно, что окрестные крестьяне собирали оставшийся после сожжения фигурок   пепел   и   разбрасывали    его (в качестве своеобразного оберега) на своих   полях.   В   этой  связи   можно упомянуть о распространенном в Северном   Китае   обычае   приносить  в

дом пепел сожженных во время проводов Демона бедности жертвенных денег, что называлось «подобрать Бога богатства». Подразумевалось, очевидно, что дух бедности изгонялся огнем и то, что оставалось, могло, таким образом, принести счастье [На-гао, 1973, т. 1, с. 221].

Как явствует из описанных выше обрядов, 3-й и 5-й дни также имели особое значение в календаре новогодних празднеств китайцев. Так, 3-й день года по всему Китаю был известен также как день «Малого Нового года». Во многих районах Северного и Центрального Китая его отмечали посещением семейных могил, проводами божеств и духов предков, сожжением новогодних денег, вывешенных у ворот. Гуандунцы дарили друг другу новогоднее пирожное и апельсины. Разумеется, в этот день следовало строго соблюдать различные религиозные запреты [Нагао, 1973, т. 2, с.  160-162].

5-й день по всему Китаю знаменовал окончание собственно новогоднего периода, в частности новогодних визитов. В этот день убирали блюда с «новогодним рисом» и плодами, а также подношения на семейных алтарях, что называлось «разбить пятерку» {по у). Со следующего дня купцы возобновляли торговлю в лавках. Вместе с тем 5-й день считался неблагоприятным для какой бы то ни было деятельности. В Северном Китае в этот день готовили пельмени [Нагао, 1973, т. 2, с. 180]. Впрочем, обряды, символизировавшие окончание новогоднего периода, могли иметь место и позднее. Например, в провинции Хунань новогодние пиршества продолжались в течение 12 дней, после чего остатки еды выбрасывали на улицу, что называлось «отбросить старое, принять новое» [Ху Пуань, 1923, цз. 6, с. 14]. Кроме того, окончание обрядов встречи Нового года отнюдь не означало окончания разного рода увеселений. После 5-го числа наступало время праздничных пиршеств, так называемых приглашений на весеннее вино. В богатых домах такие пиршества могли устраивать до конца 2-го месяца.

Своеобразно отмечался 5-й день года в Юго-Западном Китае, где он слыл «днем демонов». Жителя провинций Юньнань и Сычуань ожидали в этот день прихода духов предков, точнее, их безличной, «животной» души, той самой, которая являлась в дом вскоре после смерти человека и могла погубить живых [Эберхард, 1977, с. 54]. В этот день принимали меры для того, чтобы защитить себя от веяний смерти.

1234567[8]910
Оглавление