Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ОБРЯДЫ НОВОГОДНЕЙ НОЧИ

Groot, 1886, с. 10].

Заметное влияние на новогодние поклонения оказал буддизм. Само понятие «три сферы» (санъ цзе) прочно связывалось в народном сознании с буддизмом, а божества, которым обращались на Новый 0д были известны обычно под именами старых будд, или Девяти будд Неба и Земли. Во многих семьях во время новогодних молебнов персонально поминали только всемилости-вуЮ богиню Гуаньинь - популярнейшее божество буддийского пантеона. Для бедняков бумажка с начертанным на ней иероглифом «Будда» нередко заменяла изображения всех прочих божеств. В провинции Чжэ-пзян обряд поклонения небесному сонму называли «молить больших бодхисаттв» [Нагао, 1973, т. 1, с. 37]. Впрочем, в народном сознании Девять будд Неба и Земли отождествлялись с божественными правителями девяти областей, на которые, по китайским представлениям, культурные герои древности разделили поднебесный мир.

Смысл «встречи» духов также менялся от местности к местности. В ряде провинций — Цзянсу, Цзянси, Сычуань, Гуйчжоу - ожидали прибытия только Цзаована, наиболее ажного для семьи божества [Нагао, {973 т. 1, с. 36]. В некоторых районах мотивы «встречи» духов в новогодних обрядах вообще отсутствова-Так, жители провинции Юньнань ограничивались в новогоднюю ночь тштуалом «поклонения Небу я Земле» [Нагао, 1973, т. 1, с. 34], Жители Фуцзяни и ряда районов Гуандуна, в частности Чаочжоу, в Новый год поклонялись Господину Небу (тянъ гун) и богам «трех сфер», а «встречали» духов через четыре дня, причем считалось, что с этого времени можно было возвращаться к обычной жизни [de Groot, 1886, с. 32]. Очевидно, для фуцзяньцев праздничное настроение соотносилось не столько с присутствием божеств, сколько с отсутствием контроля со стороны бюрократии Небесного дворца.

Поклоняться «большим богам» полагалось под открытым небом. Для этого во дворе, недалеко от главных входных дверей дома, ставили специальный жертвенный столик, так называемый стол Неба и Земли. Когда-то он действительно представлял собой символ Вселенной: в соответствии с традиционными космологическими идеями китайцев, представлявших небо круглым, а землю квадратной, поверхность стола имела форму круга, а ножки как бы образовывали квадрат [Нагао, 1973, т. 1, с. 44]. Столик устанавливали в предсказанном гадателями счастливом направлении для будущего года; лицевую сторону стола занавешивали красной материей. На столик водружали лицом к югу специально купленный для этой церемонии так называемый полный киот {бай фэнь) с изображением всевозможных божеств небесного пантеона. Простой люд обычно довольствовался картинкой с портретами девяти богов или соответствовавшей ритуалу надписью, например: «Искренне просим всех святых мудрецов Небес». В богатых семьях перед киотом рядами раскладывали жертвенные яства по чину так называемого «полного подношения»: блюда с зажаренными целиком курицей, уткой (на Юге рыбой) и свининой (это называлось «три животные жертвы»), сушеные и свежие фрукты, пампушки, арахис, пирамиды новогоднего пирожного, именовавшиеся «сладким подношением», и непременно вино. В Южном Китае богам часто подносили чай и свежие чайные листья. Так, чжэцзянцы ставили на жертвенный столик 3 чашки чаю и 16 чашек вина [Нагао, 1973, т. 1, с. 92; Day, 1940, с. 18].

Особое    место    среди    новогодних подношений богам занимали продукты из бобов. В Китае издавна  наделяли  бобы  свойством   оберегать   от нечисти. Известно, что в первые века нашей эры древние китайцы в день зимнего солнцестояния ели лепешки из красных бобов, которые, как верили,   отпугивали    демона    моровых болезней,  отождествлявшегося  с порочным  сыном   Бога   вод  Гун-гуном [Кэй-Сё,  1971, с. 265]. Этот обычай сохранился   в   провинции   Юньнань, где на Новый год божествам-покровителям   дома   подносили   большую чашку   с   кашей  из   красных  бобов. После    поклонений    богам    жители Юньнани выносили на улицу маленькую чашку с бобовой кашей, зажигали благовония, жгли жертвенные деньги и разбрасывали по земле кашу, чтобы одновременно умилостивить и прогнать демона болезней (в первую очередь малярии) [Нагао, 1973, т. 1, с. 240-241]. В провинции Аньхой подношения божествам ограничивались продуктами, приготовленными из соевых бобов [Нагао, 1973, т. 1, с. 94].

1[2]345678
Оглавление