Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

«ТО, ЧТО ДАЛЕКО, ХОТЯ И БЛИЗКО»

попросту с нахлобученной на голове курятной корзинкой, потрясает в правой руке черпальным ковшом, произнося глухим голосом знаменитое „станиеро , на колени! Знаменосец вместо флага несет огромный пук перьев, которым обыкновенно сметают пыль с потолков, и сам принц является в виде Силена которого ведут под руки дюжие парни. Вся эта свита, полуобнаженная, так же как и сам принц, напоминает древние вакхические празднества, с той разницей, что древний тирс заменен деревянного саблею, болтающейся сбоку, а венок из виноградных лоз - смешным бумажным колпаком.

Пивовары, желающие щегольнуть своей грацией, играют веером в такт разных танцевальных „па", которыми они разнообразят торжественное шествие кортежа. Другие приплясывают под звуки пустых бочонков, ловко вертя их на перекинутых через плечо бамбуковых палочках. Юный вождь, опираясь левой рукой на свою саблю, протягивает правую вперед и несет к ней пятку правой

ноги.

Подобными шутками заканчивают свой трудовой год веселые пивовары»   [Гюмбер, 1870, с. 352].

В конце XIX в. между купцами существовал обычай накануне Нового года есть длинную вермишель соба с тем чтобы богатство сохранялось так же долго, как тянется вермишель   [Воллан,   1903,   с.   176].

В прошлом в обрядах последнего дня года, новогоднего вечера и новогодней ночи важное место занимало хождение по домам ряженых. В XII в. Кэнко-хоси писал: «Пока не пройдет ночь, люди бродят по улицам, стуча в чужие ворота, из-за че-

го-то громко кричат и носятся, почти не касаясь земли ногами» [Кэнко-хоси, 1970, с. 54]. В XVII в. ряженые ходили из дома в дом и в деревнях и в городах. Так, в г. Нара простолюдины, жители северных окраин города, обходили все дома., возглашая: «Богатство, богатство, богатство!» И в каждом доме их угощали рисовыми лепешками и одаривали медяками. А в г. Нагасаки женщины из бедных семей разрисовывали лица красной краской, брали в руки глиняные фигурки богов счастья Эбису или Дайкоку, поднос с насыпанной на нем крупной солью и обходили дома с новогодними поздравлениями и со словами: «Прилив начался как раз в той стороне, откуда в наступающем году пожалует бог счастья!» [Ихара Сайкаку, 1981, с. 186, 193]. В 60-х годах XIX в. в канун Нового года немало ряженых можно было видеть и на улицах Эдо: на голове у некоторых из них были шапки из зеленой бумаги, имеющие форму усеченного конуса, которые закрывали почти все лицо. Белый фартук был вышит красным шелком. В таком костюме ряженые расхаживали от одной двери к другой, пели, плясали, отбивая такт двумя бамбуковыми тросточками, ударяя одной о другую. В домах их одаривали деньгами [Гюмбер, 1870, с. 350, 351]. В префектуре Акита, на п-ове Ога, молодые парни рядились в соломенные хламиды, лапти и маски «красного дьявола» и «синего дьявола». По сговору с хозяевами дома, где были маленькие дети или юная невестка, они страшно громко стучали в двери, врывались в дом, не снимая обуви, размахивая бумажной махалкой и стуча тесаком о кадушку, которую держал «синий дьявол». В доме они исполняли дикий танец, требуя вина, которое им немедленно недносили,   и   учиняли  строгий до-

прос с угрозами детям или невестке. Хозяин дома их успокаивал и уверял, что дети или невестка ведут себя примерно [Jamamoto, 1978; Haga Hideo, 1979, с. 94-96; Кавасаки Китидзо, 1976, с. 186]. Обычай этот сохранился до настоящего времени.

В последние дни 12-го месяца повсеместно в синтоистских храмах яроводился обряд Великого очищения {о-хараи).

1[2]3456
Оглавление