Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБЫЧАЕВ  И  ОБРЯДОВ НОВОГОДНЕГО ЦИКЛА

В Тибете и Монголии существовало мнение, что злокозненной является душа, обитающая в костях и остающаяся на месте погребения [Герасимова, 1981, с. 118]. Эти древние воззрения со временем были адаптированы и частично преобразованы религиозными и философско-этическими системами (буддизмом, ламаизмом, конфуцианством).

Поэтому благостный приход предков в новогоднюю ночь (у ряда народов   Восточной   Азии  освященный

конфуцианским культом предков) Сыл неразрывно связан с приходом темных сил, как бы другой ипостасью представителей потустороннего мира. По мнению К. М. Гераси-ковой, у ламаистов «закрепились представления о какой-то главной перерождающейся или перевоплощающейся душе, а представления о костяной („могильной") душе и душе, превращающейся в злого духа, слились в понятие злого духа покойника» [Герасимова, 1981, с. 119].

Именно поэтому обряды, восходящие  к  культу предков  в  календарной обрядности многих народов, в том числе и изучаемых в данной  монографии, связаны с обрядами подавления темных сил, с обрядами противостояния   им.    Назовем    условно функцию   таких   обрядов   функцией противостояния  или  защитительной. Вредящим, темным силам в новогоднюю    ночь   противостоит    грохот хлопушек   (у китайцев и тибетцев). Возможно также, что понимание особого  значения новогодней ночи как времени,   когда  надо  быть  особенно бдительным,     породило,     например, у   корейцев   и   японцев   обычай   не спать   в   эти  часы.   В  исторической ретроспективе обряды, имевшие своей целью приветствия и жертвоприношения добрым божествам и духам, покровительствующим   предкам,   постепенно отделились как в семантическом значении, так и во временном плане  от обрядов,  призванных  противостоять темным силам, злокозненной   стороне   потустороннего   мира, ушедших предков.

Так, у корейцев и японцев злые духи особенно опасны в ночь с первого на второй день Нового года. Поэтому у корейцев существовал обычай ложиться спать в эту ночь как можно раньше, плотно закрывать двери дома и убирать с порога всю обувь. У японцев известна традиция в ночь с 1-го на 2-й день года класть под подушку картинку с изображением Семи богов счастья. При этом «стремились»  увидеть  «счастливый», вещий  сон.   В   основе   этого   обычая те же представления о приходе темных сил, так как картинка не только дарила «счастливый» сон, но и отгоняла злых духов. В Юго-Западном Китае     днем     «прихода»    демонов, воплощавших губительные для человека     силы,     считался    5-й    день, а в Центральном Китае—7-й.

Можно   предположить,   что  к  защитительной функции обрядов, призванных противостоять губительным силам, восходят и устрашающие маски,   которые   используют   во   время ряда новогодних развлечений и представлений. Страшные маски и костюмы, в которых непременным атрибутом  являются  изображения  черепов и скелетов, например, в представлениях   новогоднего   тибетского   Чама, возможно,   призваны   показать   другую   ипостась   пришедших   предков, а также защитить от их смертоносного воздействия.   В  этом  представлении, в символическом танце, который исполняют ламы в масках док-шитов — гневных   защитников   веры, происходит  подавление  злых  духов, темного начала.

Возможно, первоначально в новогодних танцах, выступлениях ряженых, в устрашающих масках и маскарадах изображались как сами темные силы, так и начало, им противостоящее, их побеждающее. Представляется очень интересным мнение Г. М. Герасимовой о том, что в ламаистских мистериях докшитского Чама (Цама), в том числе и новогоднего, более четко выявляются истоки рождественского ряженья, карнавальных маскарадов, присущих многим народам, в том числе и европейским, где, однако, они «претерпели многоступенчатую трансформацию и потеряли свой первоначальный смысл»   [Герасимова,   1981,  с.   121].

Очевидно, с этими же представлениями о близости и борьбе добра и зла, о соприкосновении мира здешнего и потустороннего, о жизни и смерти, о борьбе животворящих и губительных начал, особенно четко проявлявшихся,

12[3]45678
Оглавление