Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБЫЧАЕВ  И  ОБРЯДОВ НОВОГОДНЕГО ЦИКЛА

Наиболее архаическими   были  обряды  и  обычаи,    приходившиеся    действительно на первый день Нового года. Таковы обычай   «первого   выхода»  из дома, так   называемая   небесная   прогулка у китайцев; обычай  «первого шага» при выходе из юрты утром у монголов;  обычай первого гостя у корейцев. У китайцев,  японцев,  тибетцев бытует   обряд   зачерпывания   утром «молодой воды», которой приписывалось   магическое   значение.   Широко распространены обычай магии «первого слова» и связанные с ним многочисленные табу на плохие, неблагозвучные и  тем  более  на  бранные слова.

Два других пласта обычаев и обрядов   инициальной   магии  восходят к несколько более поздним, хотя также  довольно  древним  историческим пластам. Это обычаи и обряды с инициальной функцией, которые приходятся на последующие после первого дня   Нового   года   дни.   У  корейцев, например,   это   целый   праздничный цикл — первый   день   мыши,   первый день быка, первый день зайца, первый день дракона, первый день змеи, первый день свиньи — цикл, восходящий   к   традиционной   шестидесяте-ричной системе летосчисления. В каждый   из   этих   «первых  дней»   в   наступившем   году   «впервые»   выполнялись     соответствующие     обряды. У   японцев   на   первые   десять-один-надцать дней Нового года приходятся «первые дела», причем почти каждому  дню   соответствует   свое   «первое» в этом году дело, хотя наибольшее число   «первых»   дел падает на второй и третий день.

      Необходимо обратить внимание л на то, что среди «первых дел» у японцев, например, имеются «дела», различные по своему назначению, а также по времени и по социальной среде их возникновения (ср. «первая проба кисти» и «первая мотыга»).

Наблюдаемые у китайцев, корейцев, японцев и тибетцев временная протяженность «первых дел», а также бытование важных обычаев и обрядов, приходящихся у китайцев, корейцев и японцев по крайней мере на две первые недели, а у тибетцев на первые два месяца, свидетельствуют о том, что еще в недалеком прошлом новогодний праздник охватывал более значительный временной промежуток.

В конце XIX — начале XX в. у китайцев, корейцев, японцев и тибетцев подобная временная протяженность обычаев и обрядов новогоднего цикла была связана с тем, что в этом праздничном временном потоке помимо 1-го дня нового года были и другие важные даты.

Анализ обычаев и обрядов Нового года прежде всего у земледельческих народов   позволяет  выявить  два  основных  своеобразных  пика:   первый приходился на канун и особенно на 1-й день нового года, а второй — на 15-й день 1-го месяца и особенно на ночь первого полнолуния. Обычаи и обряды всего новогоднего цикла кк бы распределяются между этими двумя важнейшими датами. Не случайно день полнолуния у некоторых народов (например, у корейцев и японцев)   называется  Малым  Новым годом. К полнолунию, как и к первому дню,   готовится   специальная   пища, многие   обряды   первого   дня   имеют свои аналоги в обрядах 15-го дня.

Но выявляется одно очень существенное различие. Выше мы попытались определить функциональную

направленность обрядов и обычаев новогоднего цикла и выделили восемь основных функций: функцию магии плодородия, примет и гаданий, процветания семьи, очистительную, оградительную, искупительную, противостояния (или защитительную функцию),   инициальную   функцию.

Материалы новогодней обрядности изучаемых народов показывают, что почти все эти функции еще в конце XIX — начале XX

1234[5]678
Оглавление