Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

у истоков

,   1975]   и  японским  ученым М.   Мория   [Мория,   1963].   Определенный вклад в изучение различных аспектов    новогодней   обрядности   и символики внесли советские китаеведы:  В.  М.  Алексеев,  М.  Л.  Рудова, Г.   Г.  Стратанович,  А.   М.   Решетов и "др.

Наиболее же обстоятельное описание праздника Нового года в Китае принадлежит перу японского этнографа Р. Нагао. Это монументальное : двухтомное исследование иыло написано в 30-х годах и в 1973 г. вышло в свет вторым изданием [Нагао, 1973]. Книга Р. Нагао основана отчасти на личных наблюдениях автора, но в то же время является самым полным, хотя далеко не исчерпывающим собранием имеющихся в литературе сведений о праздновании Нового года в Китае.

С 20-х годов пробудился живой интерес к народным обычаям, верованиям, фольклору и в среде китайской интеллигенции. В периодической печати Китая начинают появляться публикации, касающиеся календарных обрядов и основанные на личных . наблюдениях их авторов. Многие из этих публикаций в настоящее время стали библиографической редкостью. Особый интерес представ-

 

ляют материалы журнала «Миньсу» («Народные обычаи»), издававшегося в Гуанчжоу в конце 20-х годов. Значительная их часть была недавно переиздана вместе с другими источниками по этнографии провинции Гуандун [Гуандун, 1972]. Упомянем также о книге Лоу Цзыкуана, специально посвященной новогодним обрядам [Лоу Цзыкуан, 1932].

Надо заметить, что развитие этнографических исследований в Китае наталкивалось на ряд препятствий объективного и субъективного характера. С одной стороны, мешала сложная политическая обстановка в стране. С другой стороны, многое в народном быту оказывалось «феодальными суевериями» и «пережитками прошлого», которые не столько изучали, сколько искореняли. Поэтому традиционные обычаи и обряды китайцев изучены пока недостаточно полно и весьма неравномерно в географическом отношении. Большая часть материалов касается жизненного уклада в городах, в то время как значительные территории в глубинных сельских районах остаются белыми пятнами на этнографической карте Китая.

Особенности календарной обрядности китайцев периода древности и средневековья получили свое освещение в работах из серии исследований по этнической истории китайцев, подготовленных советскими учеными (см. [Крюков, Малявин, Софро-нов, 1979; Крюков, Переломов, Соф-ронов, Чебоксаров, 1983; Крюков, Малявин, Софронов, 1984]).

В данном разделе собраны основные сведения о праздновании Нового года в Китае, его истории и локальных особенностях. Однако в рамках этого раздела оказалось невозможным входить в детальный разбор неясных и спорных вопросов эволюции новогодних празднеств. Не упо-

мянуты и многие связанные с Новым годом обычаи и поверья, которые не сохранились до XIX в.

123[4]
Оглавление