Книга
Известия о календарных праздниках и обрядах можно почерпнуть в специальных разделах местных хроник и историко-литературных энциклопедий, разного рода исторических и литературных сочинениях. Однако эти известия, как правило, немногословны, отрывочны. В большинстве случаев старые китайские авторы довольствуются лаконичным перечне-: лением общеизвестных обрядов или,. наоборот, сообщают о той или иной детали обрядности, кажущейся им любопытной, не давая полной картины праздника. Более или менее подробные описания календарных праздников ограничиваются столичными городами. В частности, обширное собрание исторических материалов о праздновании Нового года в Пекине было опубликовано китайским ученым Ли Цзяжуем [Ли Цзя-жуй, 1936]. Одна из книг о календарных обрядах пекинцев — «Записки о календарных обрядах в Яньцзи-не»,— написанная на рубеже нашего века Фуча Дуньчунем, переведена на английский и японский языки [Tun Li-ch'en, 1936; Энкё, 1971]. Весьма полезные сообщения о календарных праздниках, извлеченные из некоторых местных хроник и литературных произведений, содержатся в сводке материалов о народных обычаях китайцев, изданной Ху Иу-анем [Ху Пуань, 1923]. Интересные сведения о Новом годе в Китае, снабженные к тому же иллюстрациями, имеются в описаниях китайских обычаев, полученных в XVIII — XIX вв. японскими властями в Нагасаки от купцов, приезжавших туда из цинского Китая [Сэйдзоку, 1971]. Вследствие отмеченных особенностей традиционных китайских источников большую ценность приобретают свидетельства иностранных наблюдателей. Приятно отметить, что одними из первых к изучению китайских народных праздников обратились представители отечественной науки. Весьма подробное для своего времени описание новогодних празднеств в Китае оставил старейший русский китаевед Н. Я. Бичу-рин, подчеркнувший огромное зна-
чеиие праздника Нового года для китайцев [Бичурин, 1848]. В 1863 г. в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилась пространная статья о праздновании Нового года в Пекине, принадлежавшая перу члена русской духовной миссии в Пекине А. Ф. Попова [Попов, 1863]. Очерк А. Ф. Попова, написанный пытливым и превосходно знающим китайский быт наблюдателем, и поныне не утратил значения. Несколько интересных описаний новогодних празднеств, главным образом в приморских районах Китая, оставили христианские миссионеры Запада. Наибольшую ценность представляют книги Дж. Дулиттла [Doolitile, 1867] и особенно Й. Й. де Гроота [de Groot, 1886], наблюдавших китайский быт в Фунзяни. Труд Й. Й. де Гроота представляет собой первый, хотя во многом еще несовершенный опыт научного исследования китайских календарных праздников. Последней в ряду работ, написанных в жанре этнографических очерков, заслуживает упоминания книга Дж. Бредона и И. Митрофанова, изданная уже в 20-х годах нашего столетия [Bredon, Mitrophanow, 1927]. Тогда же празднику Нового года в Северо-Восточном Китае посвятил специальный этюд русский китаевед И. Г. Баранов [Баранов, 1927].
Приблизительно в то же время в этнографической литературе о Китае намечается переход от поверхностных описаний быта китайцев к изучению китайской культуры в ее историческом развитии. Новую страницу в синологии открыли труды упоминавшегося выше М. Гранэ, который попытался воссоздать эволюцию праздников в древнем Китае, руководствуясь разработанной им концепцией трех фаз древнекитайской цивилизации: архаической, феодальной и имперской. Крупным вкладом в эт-
нографическое изучение китайской культуры явились работы В. Эбер-харда [Eberhard, 1942; Эберхард, 1977]. В. Эберхард проследил историческую трансформацию основных календарных праздников Китая и представил их годовой цикл как определенную систему. Кроме того, он впервые попытался рассмотреть проблему формирования китайской цивилизации с точки зрения существования в Китае отдельных региональных культур. Фундаментальные исследования календарных праздников в древнем Китае предприняты также американским синологом Д. Бодде [Bodde