Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

у истоков

Известия о календарных праздниках и обрядах можно почерпнуть в специальных разделах местных хроник и историко-литературных энциклопедий, разного рода исторических и литературных сочинениях. Однако эти   известия,   как   правило,   немногословны, отрывочны. В большинстве случаев старые китайские авторы довольствуются лаконичным перечне-: лением общеизвестных обрядов или,. наоборот, сообщают о той или иной детали обрядности, кажущейся им любопытной, не давая полной картины праздника. Более или менее подробные описания календарных праздников ограничиваются столичными городами. В частности, обширное собрание исторических материалов о праздновании Нового года в Пекине было опубликовано китайским ученым Ли Цзяжуем [Ли Цзя-жуй, 1936]. Одна из книг о календарных обрядах пекинцев — «Записки о календарных обрядах в Яньцзи-не»,— написанная на рубеже нашего века Фуча Дуньчунем, переведена на английский и японский языки [Tun Li-ch'en, 1936; Энкё, 1971]. Весьма полезные сообщения о календарных праздниках, извлеченные из некоторых местных хроник и литературных произведений, содержатся в сводке материалов о народных обычаях китайцев, изданной Ху Иу-анем [Ху Пуань, 1923]. Интересные сведения о Новом годе в Китае, снабженные к тому же иллюстрациями, имеются в описаниях китайских обычаев, полученных в XVIIIXIX вв. японскими властями в Нагасаки от купцов, приезжавших туда из цинского Китая [Сэйдзоку, 1971]. Вследствие отмеченных особенностей традиционных китайских источников большую ценность приобретают свидетельства иностранных наблюдателей. Приятно отметить, что одними из первых к изучению китайских народных праздников обратились представители отечественной науки. Весьма подробное для своего времени описание новогодних празднеств в Китае оставил старейший русский китаевед Н. Я. Бичу-рин,   подчеркнувший   огромное   зна-

чеиие   праздника   Нового   года   для китайцев [Бичурин, 1848]. В 1863 г. в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилась     пространная     статья    о праздновании Нового года в Пекине, принадлежавшая перу члена русской духовной миссии в Пекине А. Ф. Попова [Попов, 1863]. Очерк А. Ф. Попова, написанный пытливым и превосходно    знающим    китайский   быт наблюдателем, и поныне не утратил значения.      Несколько     интересных описаний     новогодних     празднеств, главным образом в приморских районах   Китая,   оставили   христианские миссионеры     Запада.     Наибольшую ценность        представляют        книги Дж.   Дулиттла    [Doolitile,    1867]    и особенно Й. Й. де Гроота  [de Groot, 1886],  наблюдавших  китайский  быт в  Фунзяни.   Труд   Й.   Й.   де   Гроота представляет собой первый, хотя во многом еще несовершенный опыт научного   исследования   китайских   календарных праздников. Последней в ряду   работ,   написанных   в   жанре этнографических   очерков,   заслуживает упоминания книга Дж. Бредона и И. Митрофанова, изданная уже в 20-х годах нашего столетия [Bredon, Mitrophanow, 1927]. Тогда же празднику Нового года в Северо-Восточном Китае   посвятил   специальный   этюд русский    китаевед    И.   Г.   Баранов [Баранов, 1927].

Приблизительно в то же время в этнографической литературе о Китае намечается переход от поверхностных описаний быта китайцев к изучению китайской культуры в ее историческом развитии. Новую страницу в синологии открыли труды упоминавшегося выше М. Гранэ, который попытался воссоздать эволюцию праздников в древнем Китае, руководствуясь разработанной им концепцией трех фаз древнекитайской цивилизации: архаической, феодальной и имперской. Крупным вкладом в эт-

нографическое    изучение    китайской культуры   явились  работы   В.   Эбер-харда    [Eberhard,    1942;    Эберхард, 1977]. В.  Эберхард проследил историческую   трансформацию   основных календарных    праздников    Китая   и представил их годовой цикл как определенную систему. Кроме того, он впервые попытался рассмотреть проблему   формирования   китайской   цивилизации с точки зрения существования в Китае отдельных региональных культур.  Фундаментальные  исследования календарных праздников в древнем Китае предприняты также американским   синологом   Д.   Бодде [Bodde

12[3]4
Оглавление