Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

«КАМЕННЫЕ СРАЖЕНИЯ»

Со времен государства Когурё (37 г. до н. э.— VII в. н. э.) ведут свое начало «каменные сражения», которые, как о том свидетельствуют китайские династийные хроники, входили в состав сложных новогодних церемоний; в последних принимал участие ван.

В «Истории Северных династий» («Бэйши») читаем: «В первый день Нового года бывает зрелище на реке Пхэй-шуй (здесь, наверное, имеется в виду р. Тэдонган.— Р. Д.). Владетель смотрит на игры, сидя на носилках, окруженный свитой. По окончании всего он в одеянии входит в воду; прочие разделяются на две стороны, правую и левую, брызжут друг в друга водой, бросают дресвою (курсив наш.— Р. Д.); кидаются с криком, догоняют друг друга; делают это два, три раза и перестают. Это называется: забавляться умыванием (курсив Н. Я. Би-чурина.— Р. Д.), т. е. купанием» [Бичурин, 1950, с. 2, с. 59]. В «Истории династии Суй»  («Суйшу»)  за-

         

Рис. 29- Корейские воздушные змеи (конец XX е.)

 

писано: «В начале каждого года собираются на игры к реке Пхэй-шуй. Государь смотрит, сидя на носилках между двух рядов свиты. По окончании игр государь во всем одеянии входит в реку; свита разделяется на две стороны, брызжут друг в друга водою, бросают каменьями (р;урсив наш.—Р. Д.), кричат, гоняются друг за другом. Повторив это два-три раза, прекращают» [Бичурин, 1950, т. 2, с. 83].

Символика «каменных сражений», проводившихся в последующие столетия не только в 1-м, но и в 5-м и 8-м месяцах (являющихся началом соответственно лета и осени), т. е. в переходные периоды времен года, очевидно, первоначально была связана с идеей ритуального противоборства.

Во время этой игры две соперничавшие партии, представлявшие деревни, кварталы в городе или даже целые города, сходились друг против друга и бросали камни или гальку. Иногда для этого использовали специальные ремни. Головы и плечи играющих покрывались для защиты мягкими накладками. Нередко в результате   подобных   игр   бывало   немало   жертв   [На   Тае   Hung,   1972, с. 23].

По свидетельству русских путешественников и исследователей, в конце XIX в. «каменные сражения» нередко сопровождались кулачными боями, сражениями палками и камнями. В книге М. А. Поджио «Очерки Кореи» имеется запись о кулачных боях, во время которых один город выставлял своих бойцов против другого, иногда один квартал — против другого, одна деревня — против другой. Число сражающихся доходило до 200—300. Подобные кулачные бои .устраивались каждый год в новолуние в столице — в Сеуле. «Бой начинается на кулаках, но потом становится все ожесточеннее, так что бойцы пускают в ход палки и камни,— писал М. А. Поджио.— Нередко бывает, что горожане, следя за боем, сами увлекаются и бегут на помощь своим бойцам. При таких условиях борьба переходит в настоящее побоище, которое зачастую продолжается по нескольку дней... В отдаленных областях такие побоища между жителями деревень или кварталов одного города — явление весьма обыкновенное» [Поджио, 1892, с. 214—215]. Примечательно, что, как отмечает М. А.

1[2]34
Оглавление