Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

КАЛЕНДАРЬ

. В богатых домах для ее приготовления хозяйки использовали более двух десятков компонентов: круны различных злаков (но не муку), специальный «старый рис», долго хранившийся в кладовой, финики,, каштаны, миндаль, бобы, фасоль, сливы, кедровые и грецкие орехи, арбузные семечки, горох, зерна водяной лилии ж пр. В провинции Гуандун одним из важнейших компонентов лабачжоу была редька [Burk-hardt, 1954, с. 67]. Готовую кашу, разложенную в чашки, покрывали сахарной пудрой и корицей. Первую чашку ставили на алтаре предков,. а часть приготовленного полагалось до полудня разослать в подарок родственникам и друзьям. Чашки с кашей, предназначенные в подарок,  нередко украшали сверху фигуркой льва с головой из грецкого ореха, туловищем вз боярышника, лапами из стеблей лотоса, когтями из арбузных семечек и с мечом из лотосового корня в лапах [Решетов, 1977, с. 98J.

В народе бытовала легенда, согласно которой лабачжоу впервые приготовила одна несчастная мать, которую ее непочтительный сын вынудил просить подаяния у соседей. Что касается буддийской символики этой обрядовой еды, то она в народном сознании связывалась не столько с Буддой, сколько с именем всемилостивой богини Гуаньинь, которая, по преданию, в своей земной жизни преподнесла лабачжоу отцу, прежде чем постричься в монахини [Bredon, Mit-rophanow, 1927, с. 71]. Обе легенды в характерном для китайской культуры ключе соединяют идеи всеобщего сострадания и почтительности к предкам. Заметим, что в некоторых районах Китая, например в провинции Шзньси, в этот день полагалось раздавать еду нищим [Ху Пуань, 1923, цз. 7, с. 35]. Вместе с тем следы древней магии плодородия сохранились в бытовавшем среди северных китайцев поверье, что лабачжоу надо есть целый день, дабы урожай был обильным [Ху Пуань, 1923, цз. 1, с 10]. В Шэньси крестья-ле выливали отвар лабачжоу на тутовые деревья, чтобы обеспечить хороший сбор коконов шелкопряда [Чжан Чжэньли, 1982, с. 75]. Надо сказать, что в Южном Китае буддийский колорит «восьмерки месяца лаь был выражен слабее, чем на Севере. Так, гуандунцы добавляли в ритуальную кашу сушеные креветки и даже мясо  [Burkhardt,  1957, с. 67].

Во многих районах Китая приготовления к встрече Нового года начинались после полнолуния последнего месяца. В уезде Цюйсянь (Сы-чуажь) сохранился обычай в полдень 16-го числа совершать поклонения богам и предкам, а вечером наносить визиты родственникам и друзьям [Цюйсянь, 1976, с. 534]. На рынках

и улицах городов день ото дня росло число торговцев, продававших специальные новогодние товары.

123[4]567
Оглавление