Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ВВЕДЕНИЕ

надо отметить, что в этом издании в историко-этнографическом описа~ нии лишь некоторых наиболее крупных народов: китайцев, тибетцев, монголов, корейцев и японцев — календарные обычаи и обряды были выделены в самостоятельные разделы. Так, в главах, посвященных китайцам, разделы «Празднества семейные и общественные» и «Календари» были написаны Г. Г. Стратановичем [Стратанович, 1965 (I), с. 291-302; он же, 1965 (II), с. 323-324]. Раздел «Народные празднества тибетцев» был написан К. В. Вятки-ной и Ю. И. Журавлевым [Вяткина, Журавлев, 1965, с. 517-518]. В гла-че, посвященной монголам, К. В. Вят-киной были написаны «Праздники и обряды» и «Календарь» [Вяткина, 1965, с. 767—771]. При историко-этнографической характеристике корейцев 10. В. Ионовой и Р. Ш. Джа-рылгасиновой был выделен раздел «Праздники, игры, развлечения» [Ионова, Джарылгасинова, 1965, с. 827—829]. С. А. Арутюновым был написан раздел «Народные праздники, игры, спорт» в главе «Японцы» [Арутюнов, 1965, с. 910-912].

В последующие годы наибольшее внимание исследователей привлекали календарные праздники японцев (см., например, [Светлов, 1966; Арутюнов, Светлов, 1968; Фельдман, 1972; Навлицкая, 1980]). Описанию народных праздников японцев посвятили немало статей и книг я-сур-налисты, литературоведы, искусствоведы (например, [Федоренко, 1966; Овчинников, 1971; Пронников, Лада-нов, 1983]  и др.).

Появился также ряд работ как об отдельных праздниках китайцев [Решетов, 1977, с. 97-103], так и о календарных обычаях и обрядах китайского народа на различных этапах его этнического развития [Крюков, Малявин,   Софронов,   1979,   с.   209-

 

     216;  Крюков,  Переломов,  Софронов, Чебоксаров,  1983, с. 248-257;  Крюков,     Малявин,      Софронов,      1984, с.   195—206].  Народная календарная обрядность   корейцев   занимает   центральное     место     в     исследованиях 10.   В.   Ионовой.   Обширный  литературный и музейный материал систематизирован ею в монографии «Обычаи, обряды и их социальные функции в Корее.  Середина  XIX — начало XX в.»   [Ионова, 1982]. В работе Г. Г. Стратановича «Карнавал и мистерия   (по   материалам    празднеств тибетских   народов)»    [Стратанович, 1972]   ставился  вопрос   о   соотношении карнавала и мистерии, а также вопрос о представлениях в масках у -тибетцев, представлениях, связанных с   Новым  годом.   В   последние   годы появился   также   ряд исследований, в  которых в  том или ином  аспекте ж   объеме  рассматриваются   вопросы календаря    китайцев     [Селешииков, 1977,   с." 127-137],  корейцев   [Джа-рылгасинова,   1979,  с.  17—25;   Ионова, 1982, с. 13—30], японцев [Фельдман, 1970, с. 151-156].

Однако в целом надо отметить, что в  изучении календарных обычаев  и обрядов  народов   Восточной  и  Центральной Азии наша наука пока сделала   только   первые    шаги.    Между тем   в   последние   годы   значительно  расширилась  источниковедческая база для исследования календарных обычаев и обрядов  народов  Восточной и Центральной Азии, что позволяет подойти к изучению этих проблем на новом, более высоком уровне. Расширение и укрепление научных контактов Института этнографии АН СССР с учеными ряда стран Восточной и Центральной Азии благотворно  сказалось  на  изучении  традиционной культуры народов этих стран в целом, а также на изучении календарных   праздников.   Богатый   материал по календарным обычаям н обрядам монголов в течение ряда полевых сезонов в МНР был собран Н. Л. Жуковской [Жуковская, 1976; она же, 1977; она же, 1979; она же, 1981]. В Японии календарные праздники изучались С. А. Арутюновым, Р. Ш. Джарылгасиновой, М. В. Крюковым [Арутюнов, Светлов, 1966; Джарылгасшюва, Крюков, 1981]; в КНДР — Р. Ш. Джарылгасиновой; в КНР - М. В. Крюковым.

     Во   время   научных   командировок в   некоторые   страны   Восточной   и Центральной    Азии    авторы    имели возможность лично наблюдать календарные   праздники,   принимать   участие   в   связанных  с   ними   обрядах.

12[3]45678
Оглавление