Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ВВЕДЕНИЕ

авторы   данного   исследования   рассматривают   календарные   обычаи   и обряды пяти наиболее  крупных народов     Восточной    и    Центральной Азии:   китайцев,  корейцев,  японцев, монголов и тибетцев. Таким образом, в  основу  исследования  положен   не страноведческий, а этнический принцип.  Выбор  предмета  исследования, дак мы уже отмечали, определяется наличием  собственных  полевых   материалов,   а   также   историографической    традицией.     Хронологические рамки исследования в основном охватывают  конец XIX —начало XX  в., период,  когда  еще  довольно   стойко сохранялась   традиционная   этнографическая культура. Для воссоздания календарной    обрядности    китайцев, корейцев,   японцев,   монголов   и   тибетцев на рубеже XIXXX вв. авторы использовали и литературный и долевой  этнографический   материал. Из него извлекаются свидетельства о старинных обычаях и обрядах.   При выявлении  генезиса   отдельных  элементов новогодней обрядности авторы    стремились   дать   исторические экскурсы.    Однако   авторы   сознают, что при современном уровне наших знаний   соотношение    исторических, литературных и этнографических материалов в описании праздника Нового года у каждого из пяти избранных народов не всегда равное.

Предлагаемая монография посвящена обычаям и обрядам народов Восточной и Центральной Азии, связанным    с    празднованием    Нового

года. Выбор новогоднего праздника в качестве отдельного предмета исследования определяется тем, что в жизни народов Восточной и Центральной Азии праздник Нового года имел и имеет до сих пор огромное значение.

Новый   год   у   народов   Восточной и Центральной Азии   (как и у других народов мира) является тем временным   промежутком,   когда   завершены работы года уходящего и начинается подготовка к сельскохозяйственным работам нового цикла, это своеобразная грань между прошлым и   будущим.   Кроме   того,   для  большинства народов Восточной и Центральной Азии Новый год — это точка отсчета    возраста   человека,   «всеобщий день рождения»  (независимо от возраста  младенца   с   наступлением нового  года  ему прибавляется год). Уже   с  глубокой    древности    Новый год праздновался как всеобщий, а с укреплением государственной власти как государственный праздник. В то же время Новый год всегда воспринимался   как  семейный,   как  праздник, связывающий каждого человека с его родными, с живущими и умершими предками. В праздновании Нового года существовало, да и существует   до    настоящего    времени,    несколько уровней:  государственный и народный,   общественный   и   семейный.

У большинства народов Восточной и Центральной Азии праздник Нового года с давних времен приходится на 1-е число 1-го лунного месяца (по лунному, или лунно-солнечному, календарю). В Японии с 70-х годов XX в., а в других странах Восточной Азии с конца XIX — начала XX в. практически существуют два праздника Нового года: один — традиционный, а другой — связанный с европейским календарем. Так, если в Японии   в   последнее   столетие   праздыование Нового года в основном происходит с учетом европейского календаря, то в Китае и Корее празднуется до сих пор более широко Новый год по лунному календарю. В отличие от Нового года по европейскому календарю Новый год по лунному календарю является «переходящим» праздником. Сосуществование двух праздников Нового года расширяет временные рамки исследования. Таким образом, предновогодние и новогодние праздники (с учетом традиционных и новых обычаев) охватывают период с середины декабря по конец февраля (по европейскому календарю).

Большая часть традиционных обычаев и обрядов предновогодних и новогодних празднеств восходит к древнейшим магическим действам, призванным обеспечить богатый урожай и связанные с ним благосостояние и богатство, здоровье и благополучие семьи и общины.

1234[5]678
Оглавление