Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ

Самые ранние свидетельства о календарных обычаях и обрядах древнекорейских  народов   содержатся в китайских династийных хрониках. Интересно, что наиболее подробно   характеризуются   традиции,   связанные с Новым годом, который отмечался у некоторых пародов в 10-м, а у других — в 12-м лунном месяце. Китайские   авторы,   писавшие   о   корейских государствах Когурё, Пэкче и Силла, как правило, сообщали и о характере календаря, и об основных календарных    праздниках.    Ценные материалы по календарной обрядности корейцев содержат также выдающиеся произведения корейской историографии, такие, как «Исторические записи   трех   государств»    («Самгук саги») Ким Бусика (XII в.), «Забытые деяния трех государств»   («Самгук юса»)   буддийского монаха Ирена  (XIII в.), «История Коре»   («Ко-рёса»)   (XV в.), «Летописи династии Ли»   («Лиджо силлок»).   Надо  отметить,  однако,  что  главное внимание в этих произведениях уделялось обрядности, бытовавшей на государственном уровне. Свидетельства о формах   народных   празднеств    нередко помещались в географических разделах   наряду   с   описанием   достопримечательностей того или иного края. Поэтому   свидетельствами   богат   памятник XV в.  «Описание земли Корейской   и   ее   достопримечательностей»   («Тонгук ёджи сыннам»), посвященный описанию культурных и этнографических    достопримечательностей   различных   районов   Кореи.

Особенно ценным источником является сочинение ученого XIX в. Хон Сокмо «Календарные праздники Кореи» («Тонгук сэсиги»), в котором содержатся интересные материалы о народных и государственных праздниках.

Помимо письменных источников при написании работы были привлечены музейные коллекции. Среди них особо надо отметить корейские коллекции Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (МАЭ) в Ленинграде. Значительная их часть была собрана в Корее в конце XIX — первых десятилетиях XX в. Для данной темы интересны собрания праздничной одежды (в том числе детской новогодней), музыкальных инструментов, разнообразной утвари. Важные материалы содержатся в каталогах-альбомах Корейского этнографического музея и Центрального исторического музея Кореи (Пхеньян).

Для воссоздания атмосферы новогоднего праздника, веселых игр и развлечений многое дает изобразительный материал, начиная с самых ранних этапов развития монументальной живописи корейцев (IVVII вв.) и кончая народными новогодними картинками (сэхва) XIXXX вв. При написании работы широко привлекались картины корейского художника из народа, известного нам под псевдонимом Кисап. Согласно некоторым данным, Кисап происходил из маленькой деревушки близ г. Пусан [Culin, 1958, с. 7]. Коллекции его картин, написанных цветной тушью на шелке или на специальной бумаге и отображающих быт и нравы различных сословий корейского общества, в конце XIX — начале XX в. попали в Германию, США и Россию [Junker, 1958; Culin, 1958; Концевич, Еременко, 1959].

Несмотря на то что в изучении произведений, связанных с именем Кисана, есть немало спорных вопросов, сами картины, несомненно, являются ценным этнографическим источником.

[1]2
Оглавление