Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ МЫШИ

Подношения богу благополучия. С китайского рисунка начала XX в.

1/ризывание Цзыгу. С китайского рисунка начала XX в.

 

 


Рис. 22. Писан. Сценка игры в нольттвиги (прыжки на доске) (1886 г.) [Culin, 1958, табл. VIII)


торые носили у пояса), прикрепляли к одежде (на груди). Ими же обматывали металлические скобы на дверях. Существовала также примета, согласно которой один из мужчин семьи рано утром в день зайца дол-, жен первым выйти из дому. Если ему встретится женщина — год будет несчастливым.

Интересные обычаи были связаны с 1-м днем дракона. Утром этого дня молодые девушки и женщины стремились   встать   как   можно   раньше, с тем чтобы первой прийти к сельскому    колодцу.    Существовало    поверье, что ночью дракон спускается с Неба на Землю, ныряет в колодец и откладывает там яйца. Если какой-нибудь   из   женщин  удастся  первой зачерпнуть воду из  такого колодца, а затем в этой воде сварить рис, богатство и довольство будут сопутст-

97

целью били по открытым оловянным сосудам [На Тае Hung, 1972, с. 7]. Аналогичные обряды в некоторых местах совершались в 15-й день.

     В период правления династии Ли существовал   ритуал,   согласно  которому придворные вана в день мыши бегали по двору, волоча за собой по земле   горящие   факелы.   При   этом они   кричали:   «Все   мыши   сгорели! Все мыши сгорели!» В благодарность ван награждал каждого из них полным  мешком  бобов   [На  Тае   Hung, 1972, с.  7]. Подобные обряды были связаны  с  представлением  о   мыши как о расхитительнице зерна.

     В 1-й день быка крестьяне провинции Южная Чхунчхон «освобождали» быков и лошадей от работы и кормили их специально приготовленными из соевых бобов похлебками [Хангук минсек, 1975, с. 635J.

     В провинциях Южная и Северная Хванхэ в этот день крестьяне красили быкам рога красной краской, полагая, что это убережет от падежа (иногда рога покрывали красной тушью или обертывали красной тканью). Обычай этот очень древний. Так, в одной из росписей гробницы Анак № 3 (Мичхон-ван мудом,

12[3]4
Оглавление