Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

«ПЕРВЫЕ ДЕЛА» НОВОГО  ГОДА

Первые дни Нового года часто совпадали с сезонным праздником Начала весны. Праздник этот отмечался по солнечному календарю, поэтому его дата и дата Нового года нередко не совпадали.

Предполагали, что этот обычай зародился в период Хэйан, более того, в XXI вв. в этот день даже стремились покидать на время собственные жилища, чтобы избежать козней темных сил [Сэй-Сёнагон, 1975, с. 44, 339; Гэисёку, 1980, с. 31]. В период Эдо обряд сэцубун любили изображать художники школы укиё-э. Ему

посвятил одну из своих гравюр Ута-маро. На картине молодой дворянин (самурай) в праздничных одеждах, с мечом на боку стоит на пороге своего дома. В левой руке он держит квадратную керамическую коробочку, наполненную красными бобами, а правой разбрасывает их. И от этого жеста с порога его дома убегает маленький дьяволенок, накрывшись большой соломенной конической шляпой, а в дом на «счастливом» облаке влетает или, правильнее сказать, вплывает маленькая фигурка нарядно облаченного Бога счастья с большим мешком за спиной, с мешком, наполненным богатством, подарками, различными удовольствиями и радостями [Гэнсёку, 1980, с. 31, ил. 69].

Утром шестого дня во многих домах члены семьи стригли ногти на ногах и на руках. Обрезки завертывали в бумажку и бросали в реку. Поверье гласило, что ногти, сплавленные рано утром, приплывут обратно досками для крыши, а если сплавить их после полудня, то будут только доски для нужника. Этот обычай был особенно распространен в Западной Японии.

Более широко распространился обычай собирать в 6-й день первые весенние травы для приготовления из них пищи. Обряд этот называется «семитравье»  (нанагуса).

Одни из ранних упоминаний о нанагуса встречаются в «Записках у изголовья» Сэй Сёнагон в двух данах: в 3-м — «Новогодние празднества» и в 131-м — «Однажды накануне седьмого дня». Сэй-Сёнагон пишет об этом обычае так: «В седьмой день собирают на проталинах побеги молодых трав.. Как густо они всходят, как свежо и ярко зеленеют даже там, где их обычно не увидишь, внутри дворцовой ограды» [Сэй-Сёнагон, 1975, с. 22].

Сэй-Сёнагон воссоздает и живую картину сбора молодых трав в 6-й день 1-й луны: «Однажды накануне седьмого дня Нового года, когда вкушают семь трав, явились ко мне сельчане с охапками диких растений в руках. Воцарилась шумная суматоха.

Деревенские ребятишки принесли цветы, каких я сроду не видала.

   Как они зовутся? — спросила я. Но дети молчали.

   Ну? — спросила я.

Дети только переглядывались.

   Это миминакуса — „безухий цветок" (ясколка.— Коммент. В. Марковой) ,— наконец ответил один из них.

  

12[3]45
Оглавление