Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

«БОГИ СОБИРАЮТСЯ В ВЕЛИКОМ ХРАМЕ В ИДЗУМО»

    Согласно традиционному лунному календарю, 10-й месяц в прошлом иногда совпадал со временем зимнего солнцестояния, важнейшей точкой отсчета древнего лунного календаря.

    Письменные источники свидетельствуют,   что   первый   раз  праздник Зимнего  солнцестояния   (Тодзи)   отмечался  в   725  г.,  в  правление  императора   Сёму.    С   зимним   солнцестоянием было связано немало обычаев   и   обрядов,  магический смысл которых заключался в  «поддержке», «поощрении»     зарождающейся    солнечной   активности,   свидетельствующей   о  приближении   весны,   начале подготовки к земледельческим работам.   Тодзи   воспринимался   и   отмечался как радостный, светлый праздник.

В 60-х годах XIX в.   в   этот   день люди поздравляли друг друга. Муж-чипы обязательно стремились провести   время   дома;   это   праздник   замужних женщин. Улицы Эдо красочно иллюминировались, во всех домах раздавался шум  «семейных ужинов, звуки гитары и радостные возгласы» [Гюмбер,   1870,   с.   299].   Считалось полезным   для   здоровья   есть   красные бобы  (символ солярного культа жизни).  В  некоторых  местностях  в этот  день  считалось  благоприятным принять горячую ванну, в других — есть на  счастье  тыкву, в третьих — делать  передышку в работе,  давать отпуска  слугам  и  рабочим,  устраивать  моления  предкам.    Во   многих храмах  зажигали и зажигают  большие костры   [Bauer, Carlquist,  1980, с. 209].

Символика праздничных обрядов, предшествующих зимнему солнцестоянию, а также сопутствующих ему, очевидно, связана с двумя основными представлениями: оказать «помощь» силам света и тепла в благополучном    переходе    важного,   сакрального    рубеяа   и   содействовать народившейся солнечной активности в укреплении ее мощи. В прошлом, когда   зимнее   солнцестояние   приходилось на 10-й, а чаще на  11-й месяц,   праздник  этот,   возможно,   воспринимался  столь  же  важным,   как и сам Новый год (может быть, в древности  зимнее  солнцестояние  и  считалось    Новым    годом).    С    конца XIX в.,  с переходом  на  григорианский календарь,  зимнее  солнцестояние приходится на 12-й месяц, в это же время стали совершать и многие обряды, отмечавшиеся до того в 10-м или 11-м месяце.

С символикой и магией обрядов и обычаев, характерных для праздника зимнего солнцестояния, связан старинный Праздник цветов (Хана-мацури), сохранившийся до наших дней в местности Окумикава префектуры Аити и отмечаемый в 12-м месяце.

В декабре 1973 г. этот праздник был заснят японскими этнографами; фильм хранится в видеотеке Минпаку (№ 10 404).

Уже само название праздника свидетельствует о том, что в центре торжества обряды с цветущими или вечнозелеными      ветвями.       Накануне праздника дома в селении украшаются   гирляндами   бумажных   вырезок (гохэй), мужчины чистят и подновляют огромные маски дьяволов.   На следующий    день   на   краю   деревни разводят   большой   костер,   на   котором в огромном чугунном котле кипятят воду. Из синтоистского святилища    выносят    священный    алтарь {микоси)   и проносят его по полям. Во главе процессии идет священник. Он подходит к котлу с кипящей водой и окупает  туда  зеленые  ветви. При   большом   стечении   народа   вокруг костра, на котором дымится котел  с горячей   водой,   совершаются различные церемонии: танцуют мужчины с деревянными мечами в руках, мальчики в кимоно фиолетового цвета с коронами на головах и деревянными мечами в руках, мальчиков сменяют юноши. Звучат барабаны и флейты.

Над селением опускаются сумерки. Среди танцующих появляются двое мужчин в масках и костюмах красного и зеленого цвета, в руках у них топорики. Они выпивают сакэ.

1[2]34
Оглавление