Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ПОКЛОНЕНИЕ БОЖЕСТВУ НОВОГО ГОДА

После того как звон храмового колокола возвещал приход Нового года, сначала молились Божеству Нового года (Тосигами), а затем божествам селения и другим духам.

Первые события года — это «встреча», «приветствие» (мукаэ) Божества, или Духа,  Нового года. Его на-

зывали  Божество   Нового  года,   Дух Нового года (Тосигами), Правда года (Тоситоку),    Господин    Новый   год (О-сёгацу-сан,   Сёгацу-сан).    Иногда между  этими  наименованиями   проводили различие: под Сёгацу-сан понималось   божество,   приходившее   с Новым годом в каждую семью, чтобы  пробыть  с  ней две  недели  года и обеспечить на весь год благодатью, а  под Тоситоку или  Тосигами — божество, культ которого в эти же дни отправляется в сельском храме.  Откуда    приходил    Тосигами,    единого мнения не было.  В общем, преимущественно считалось, что, как и всякое  благо,  он  приходит   с   востока. В одних местах полагали, что он выходит из моря, в других — приходит с гор. В ряде селений, хотя в обрядовых   песнях  он  упоминается    как Бог с гор, «встреча благодати»   (фу-кумукаэ)  проводится на берегу бухты. По-видимому, в образе Тосигами с течением времени контаминирова-лись различные божества стихий, которым поклонялись   в   начале   года. В   облике   его,   однако,   никаких   их атрибутов не сохранилось, они заменены  позднейшими  чертами:   сандалии   (гэта)   из соевого сыра   (тофу), шляпа из курительных свечек. Иногда   Тоситоку   (Тосигами)   представляют   одноногим   [Бункадзай,   1964, с. 11-29].

Культ Тосигами отправлялся в течение двух новогодних недель в каждом доме, но где именно — это зависело от региона. Чаще всего жертвоприношения ему выставлялись на временном алтаре в токонома, иногда на общей божнице {камидана), иногда на какой-нибудь из других полок, которых довольно много в японском крестьянском доме. Хотя обычно это бывало видное место, но есть области в Центральной Японии, где культ Тоситоку (Тосигами) отправляется в самом скрытом месте —

на туалетной полочке в спальне (нэ-ма-но нандо). Здесь, однако, о*н отправлялся не только на Новый год, но и по 1-м и 15-м числам каждого месяца или даже ея\едневно, особенно в период страдных полевых работ. Для остальной Японии, впрочем, это было нехарактерно.

В Западной Японии,  в  префектурах Окаяма, Хиросима и прилегающих областях,  Тосигами носит  также    имя    Молодой    год — Вакадоси. Здесь празднование прихода Тосигами было тесно связано с полевой обрядностью, приход его отмечался на поле рисовой рассады. Для него изготовлялся в доме временный алтарь, который  сооружался   из   двух   соломенных  мешков  с рисом.  После обряда Первой мотыги  (кувахадзимэ), символы    Тосигами    переносили    на рассадное   поле.   Японские   этнографы  полагают,   что   здесь   с   образом Тосигами    контаминировался    образ божества   полей.   Поскольку   в   этой области Тосигами воспринимается не как  единичное  божество,  а  как  супружеская  пара,   то  все   новогоднее оборудование должно быть  парным. В Центральной Японии, в исторической провинции Саниндо, соответствующей одной  из древнейших областей   генезиса    японской    культуры — Идзумо,   в   наибольшей,   пожалуй,   степени   сохранялись   архаические формы новогоднего праздника и, более  чем  где-либо  еще   в   Японии, наряду  с  домашней  новогодней   обрядностью существовала и даже имела   преобладающее   значение   общепоселковая, коллективная, внесемей-ная новогодняя обрядность [Бункадзай, 1964, с. 3-9].

В этих местах, например в префектуре Симанэ, систематически совершалось общесельское поклонение Божеству Нового года — Тосигами. Храмик Тосигами, в котором во вне-новогоднее   время  хранится   его   па-

[1]23
Оглавление