Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ЯРМАРКА В АСАКУСА

О приближении праздника свидетельствовали открывавшиеся в последние дни 12-го месяца повсеместно предпраздничные базары и ярмарки, на которых можно было купить и украшения к Новому году, и продукты к праздничному столу, и многое другое, без чего считался немыслимым новогодний праздник. Так, в префектуре Окаяма предновогодние базары, называвшиеся «рыбные базары» (бури-ити), устраивались 25-го числа 12-го месяца. На них продавали живую рыбу к праздничному столу, новогодние симэна-ва, детские игрушки, сладости, изделия из бамбука (лукошки, приспособления для провеивания риса, черпачки), сельскохозяйственные орудия. Здесь предопределяли судьбу хироманты, детям показывали разноцветные картинки. Базары такого типа возникли в XVII в. и долго сохранялись на севере префектуры и в прибрежных районах.

Великолепную картину предновогодних базаров в Эдо в XVII в. дал Ихара Сайкаку в новелле «Бойко идет торговля в Эдо!»: «С пятнадцатого числа последнего месяца года улица Торикё настолько преображается, что можно подумать, будто это и есть ярмарка сокровищ. Люди подходят только к тем лавкам, где идет новогодняя распродажа, на другие товары даже не смотрят. Чего здесь только  нет!   Нарядно  изукрашенные ракетки  для игры  в  волан,  позолоченные  и  посеребренные  молоточки для гиттё и еще много разных дорогих безделиц... По мосту Нихонбаси, с   которого  открывается  вид  на  величественную   гору   Фудзи,   беспрестанно  снуют люди, и грохот стоит такой, будто едут сотни телег. Сколько рыбы привозят по утрам на рыбный рынок в районе Фуна-тё! В пору предположить, что ее не ловят, а выращивают,   как  овощи,   хотя  страна наша со всех четырех сторон окружена морями. К зеленым лавкам на улице    Судатё    в    Канда    подходят навьюченные редькой лошади. Редьки столько, что кажется, будто пришло в движение целое поле. А красный перец в корзинах!  Глядишь на него, и ты словно уже не на равнине Мусаси,  а у подножия горы Та-цута во всем  ее  осеннем  великолепии.  В лавках на улицах Фарфоровой и Солодовой темно от обилия диких   гусей   и   уток,   словно   сюда   с неба   упали   тучи.   Пестреют   разноцветными тканями киотоской окраски лавки на улице Хонтё.  На  тканях,  предназначенных  для   жен  самураев,— картины всех четырех времен    года.    Ими   любуешься,   будто прелестью молодой красавицы. А хлопок, которым торгуют на улице Тэм-матё!  Его можно сравнить лишь со снегом  в   рассветных   лучах   солнца на  горе   Ёсино.   Вечером  улица   залита светом огней, которые зажигаются   в   лавках»    [Ихара   Сайкаку, 1981, с. 210, 211].

Столь же богатыми были предновогодние базары и ярмарки и в Киото, и в Осака, и в других больших городах. «Под Новый год Осака все равно что ярмарка, где можно купить что душе угодно,— писал Ихара Сайкаку...— По пышности и великолепию Осака почти не уступает Эдо» [Ихара Сайкаку, 1981, с. 147].

В Токио в период Эдо и на,, рубеже XIXXX вв. (как, впрочем, и в настоящее время) наибольшей известностью пользовалась ярмарка в районе Асакуса, располагавшаяся около буддийского храма Каннон. Проводилась она с 17-го по 19-е число 12-го месяца и называлась первоначально «Ярмарка года» (Тоси-но ити). Богатство, красочность, популярность этой ярмарки принесли ей большую славу. О ней писали поэты и прозаики, ее изображали художники — мастера гравюры, о ней вспоминают путешественники. Ярмарка 12-го месяца в Асакуса стала своеобразным символом предновогоднего Эдо, а затем Токио, да и вообще символом наступающего праздника Нового года.

Прежде всего ярмарка поражала своей многолюдностью. Не случайно в период Эдо о ярмарке в Асакуса бытовала поговорка: «Выбравшись из толпы, попадешь в еще большую толпу». По мнению Э.

[1]23
Оглавление