Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ПРАЗДНИЧНЫЕ МОТИ

— одно из новогодних украшений японского жилища. Это пучки прутиков, на которые налеплены или к которым подвязаны грозди небольших фигурных колобков, окрашенных в ярко-желтый и розовый цвет. Есть поверье, что каждый член семьи должен был по окончании празднеств съесть столько колобков мотибана, сколько лет исполнилось ему в этом году.

Мотибана, так же как и маюдама, т. е. «сокровища в виде коконов», Символизировали урожай плодов, а цвет их как бы предвещал скорую весну и цветение садов. Считалось, что их вид напоминал божеству года, входящему в дом, о  его долге защищать поля и сады до сбора урожая. Мотибана  и  маюдама   придавали    вид цветов,  хлебных  зерен,  плодов,   рыбок,  кулей риса и т.  д.  Во  многих местах мотибана и маюдама готовили и готовят также к дню полнолуния, т. е. к 15-му числу 1-го месяца. В сельских районах префектур Ива-тэ,   Сайтама,    Кагосима  маюдама  и мотибана нередко украшали не только  отдельные  прутики,  но  и целые деревья.   Прутики   с   мотибана   или с маюдама подвешивали под потолком, над алтарем, составляли из них красочные    композиции,    устанавливали   в   цветочных вазах и ставили около алтаря, укрепив в деревянных кадушках, помещали около очага, на кухне.  Деревья, украшенные  колобками из моти, устанавливали рядом с камидана  [Нихон миндзоку тидзу, 1974, ил. 26, 27].

Во  многих  местах  прутики украшали колобками мучного блюда, на-

 

Рис. 33.   Мотибана   в   крестьянском  

 

поминающего клецки,— данго. В префектуре Сайтама, например в местности Хигасимацуяма, в крестьянских домах на длинную ветку нанизывали 12 колобков данго как пожелание благополучия дому и домочадцам в каждом из 12 месяцев наступающего года. Каждый колобок закреплялся на специальном отросточке, таким образом создавалась полная имитация плодов. Такие ветки с 12 данго устанавливались около алтаря. В местности Титибу префектуры Сайтама прутики с нанизанными на них колобками устанавливали в деревянные кадки и ставили около очагов. Данго, как и мотибана и маюдама,  обычно  делали  женщины.

Особая роль данго в новогодней обрядности, более всего тот факт, что они имитировали цветы на голых прутиках, породила, очевидно, поговорку: Хана ёри данго (букв. «Клецки лучше, чем цветы», иногда переводимую на русский язык как «Соловья баснями не кормят»), имеющую, возможно, и другой смысл, связанный с продуцирующей магией данго в новогоднем обряде.

Момент изготовления мотибана запечатлен и на одной из гравюр Тоё-хиро [Гэнсёку, 1980, с. 31, рис. 67]. Две женщины в нарядных кимоно украшают весеннее деревце «цветами» из моги: одна из них, склонившись над столиком, лепит из большого куска теста маленькие шарики, другая нанизывает их на ветви-прутики небольшого деревца. Многие прутики уже унизаны мотибана, и это искусственное, нарядное деревце создает настроение радости, ожидания счастья, приближения весны.

С течением времени изготовление мотибана и маюдама стало утрачивать свое исключительно магическое, сакральное назначение, но по-прежнему  играет   важную   фунщиональ-

ную и эстетическую роль в новогоднем убранстве жилищ.

12[3]4
Оглавление